Петербург вошел в числе лидеров по сокращению индекса промпроизводства

Автор фото: Ваганов Антон
Калининский район. Выборгская ТЭЦ.

По темпам сокращения выпуска продукции петербургская промышленность занимает третье место среди всех субъектов РФ. Возглавить список аутсайдеров не позволяют гособоронзаказ и импортозамещение.

Индекс промышленного производства в Петербурге по итогам 2014 года составил 91,8% к 2013 году — это одно из самых низких значений среди всех субъектов РФ. Больше чем в Петербурге промышленность сократилась только в Архангельской области (88,5%) и в Карачаево–Черкесской Республике (77,7%).
Почти весь прошлый год в Смольном надеялись, что падение вот–вот прекратится и начнется бурный рост. Но надежды чиновников не оправдались: с января по апрель 2015 года физический объем производства упал на 7,6% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Зато объем отгруженной продукции в деньгах с марта начал расти и по итогам 4 месяцев прибавил 2,1%, преодолев уровень 649 млрд рублей. Разнонаправленная динамика — падение выпуска продукции в натуральном выражении и рост отгрузки в денежном исчислении — объясняется отчасти увеличением цен, которые выросли в местной промышленности с начала года на 11,4%. А также тем, что некоторые компании сокращают производство и активно распродают складские запасы.
В первую очередь распродажи запасов касаются местных автозаводов — за январь–апрель 2015 года в сравнении с прошлым годом выпуск легковых автомобилей упал на 24%, а грузовиков — на 33%. Автотранспортная отрасль, как ранее писал "ДП", единственная демонстрирует убыток с начала текущего года. Автоперевозчики закрывают бизнес, распродают технику. Магистральные тягачи за бесценок уплывают на вторичный рынок Европы. Такого никогда ранее не было. Что касается горожан, то и они не спешат покупать легковушки из–за резкого роста цен на транспортные средства после девальвации рубля и относительного сокращения доходов. Плюс к этому общее для всех значительное удорожание заемных средств — кредиты взлетели в цене почти втрое, до 30% годовых в рублях.
Количество занятых в промышленности за первые 4 месяца сократилось с 346 тыс. до 344 тыс. человек. Кстати, преимущественно из–за автопрома. В годовщину аннексии Крыма, 18 марта, американский автогигант General Motors (GM) заявил об остановке заводов в России, в том числе и в Петербурге. Притом что на местных производственных площадках трудились около 2 тыс. человек. Однако судя по тому, что корпорация не хочет продавать принадлежащие ей мощности (желание купить их изъявили корейские и японские конкуренты), GM покинул российский рынок не навсегда и рассчитывает вернуться, когда политические отношения между РФ и США станут более бизнеслюбивыми.

Не сырьевой экспорт

Впрочем, не у всех местных автопроизводителей дела идут плохо. Например, корейский производитель преимущественно бюджетных автомобилей Hyundai собирается нарастить выпуск за счет увеличения экспорта машин в Египет, Иран.
Расширить горизонты сбыта за пределы РФ намерились и прагматичные германцы, ведь произведенные в Петербурге потребительские товары с высокой степенью локализации после обесценения рубля стало очень выгодно продавать в Европе и Азии. По этим причинам расположившийся в Петродворце завод германского концерна BSH Hausgerate GmbH — ООО "БСХ Бытовые приборы" ударными темпами наращивает выпуск стиральных машин, холодильников. "В среднесрочной перспективе, примерно за 3 года, мы планируем довести экспорт до 20% в совокупной выручке. Ожидаем дальнейшего динамичного роста и планируем расширить географию в самом ближайшем будущем", — заявлял ранее генеральный директор ООО "БСХ Бытовые приборы" Симон Хаузер.

Господдержка

Хорошие результаты демонстрирует входящий в группу "Кировский завод" Георгия Семененко Петербургский тракторный завод — за первые 4 месяца этого года в сравнении с прошлым он почти удвоил производство. Правда, не на экспорт, а внутри страны благодаря госпрограмме стимулирования сбыта через продажи техники в лизинг по льготным ставкам, предлагаемым Росагролизингом.
И наконец, предприятия оборонно–промышленного комплекса (ОПК) смогут нарастить обороты в этом году в среднем на 30% — на столько, по оценкам городского комитета по промышленной политике и инновациям, в 2015 году возрастет гособоронзаказ (280 млрд рублей). Почти 50% этих средств получат местные кораблестроители: конструкторские бюро, верфи, разработчики и поставщики оборудования и вооружения.
Важность ОПК для городской экономики можно оценить потому, что в нем трудится около 20% занятых во всей промышленности и только за счет оборонных предприятий формируется примерно 17% налоговых доходов городского бюджета — это больше половины того, что платит в бюджет вся городская промышленность. По этим причинам городские власти активно бьются за то, чтобы военные заказы не уходили в другие регионы. В частности, благодаря усилиям, в том числе и Смольного, Средне–Невский судостроительный завод получил недавно заказ на изготовление тральщиков из стекловолокна для ВМФ РФ, а был риск, что контракт уйдет в Татарстан.

Импортозамещение

Существенно нарастить выпуск вертолетных двигателей в рамках импортозамещения собирается ОАО "Климов". Ранее предприятие собирало силовые агрегаты из комплектующих украинского "Мотор Сич", а когда отношения с Украиной начали обостряться, перед предприятием поставили задачу создать двигатель на основе отечественных комплектующих. В результате получился силовой агрегат ВК–2500 для вертолетов "Ми" и "Ка", а также был разработан новый, более мощный двигатель ТВ7–117В для новейших вертолетов Ми–38.
По словам генерального директора госкорпорации "Ростех" Сергея Чемезова, в 2015 году "Климов" произведет 50 двигателей, в 2016 году — 150, а в 2017 году — 350 и потребность отечественных вертолетостроителей будет полностью покрыта.
С импортозамещением оборонные предприятия связывают большие надежды. По словам вице–премьера Дмитрия Рогозина, отвечающего за оборонку, с Украины отечественный ОПК получал 186 различных изделий, в основном это комплектующие для ракето– и кораблестроения. Из–за осложнившихся отношений с бывшими партнерами прекратились поставки газотурбинных установок, что застопорило изготовление современных фрегатов на отечественных верфях. Поэтому российская промышленность должна, по словам вице–премьера, освоить производство собственных газотурбинных двигателей в 2018 году.
По словам Дмитрия Рогозина, российская оборонка зависит от Евросоюза в 640 позициях — это в основном оптика и радиоэлектроника.
Все импортные изделия российские промышленники должны научиться делать самостоятельно, и государство готово им в этом помогать. Так, Минпромторг уже выделил средства на создание центра редукторостроения на петербургском заводе "Звезда" (судовые редукторы тоже поставлялись с Украины). "Наши опросы руководителей предприятий показывают, что оборонный комплекс с оптимизмом смотрит в будущее", — отмечает глава комитета по промышленной политике и инновациям Максим Мейксин. Негативные настроения, по его словам, преобладают у производителей потребительских товаров: мебели, автомобилей, товаров для ремонта.