Экс-владелец "Ленты" Олег Жеребцов потратил 1 млрд рублей на вторую очередь завода "Солофарм"

Автор фото: interpress.ru

Экс–владелец "Ленты" Олег Жеребцов запустил вторую очередь завода "Солофарм" по производству медицинских растворов, потратив на реализацию проекта около 1 млрд рублей. Общий объем инвестиций в первую и вторую очереди завода составил 3 млрд рублей.

Основатель и экс–владелец "Ленты" Олег Жеребцов основал компанию "Гротекс" в 2010 году. До этого он продал 35,4% акций "Ленты" за $110 млн инвестфондам TPG Capital и "ВТБ Капитал". Вырученные средства миллиардер вложил в запуск высокотехнологичного фармзавода Solopharm.
Сейчас он ввел в эксплуатацию вторую очередь завода и строит склад (ввод в эксплуатацию намечен на 2016 год). Мощность второй очереди — 38 млн пачек ампул в год (по 10 в пачке) и 60 млн пластиковых флаконов по 5 и 10 мл. По оценкам экспертов, инвестиции во вторую очередь составили примерно 0,6 – 1 млрд рублей. Таким образом, общий объем инвестиций в первую и вторую очереди завода Solopharm составил около 3 млрд рублей.

Предприятие Solopharm по производству стерильных лекарственных форм, открытое в 2013 году, находится в Петербурге на Индустриальном пр. Первая серийная партия препаратов была выпущена летом 2014 года. Именно тогда была введена в эксплуатацию первая очередь завода — две линии по производству инфузионных растворов в больших упаковках. Инвестиции в строительство составили 2 млрд рублей. Вторая очередь будет насчитывать шесть линий–автоматов по производству растворов в ампулах, но запущены в эксплуатацию пока только четыре линии. Оставшиеся пятая и шестая линии будут введены к концу года. Общая площадь завода — 17,3 тыс. м2, земельного участка — 3,7 га. Предприятие производит жидкие лекарственные формы широкого спектра. Речь идет о недорогих препаратах для госпитальной медицины: солевые растворы, глюкоза, вода для инъекций, раствор Рингера. Основной канал сбыта — больницы.
"Хотя мы делаем лекарства по технологиям следующего поколения, мы должны продавать их дешевле, чем стоят менее качественные аналоги. А для госзаказа цена — решающий фактор", — пояснял недавно в интервью "РБК Петербург" владелец завода Олег Жеребцов. В следующем году рядом с заводом будет построен новый склад.
"Емкость фармацевтического рынка фантастическая, более 80% лекарств, продаваемых в российских аптеках, в данный момент импортные, а импорт можно и нужно замещать", — цитирует Олега Жеребцова "РБК Петербург".
В настоящее время завод получает регистрацию на линейку лекарств для реализации в рознице — в том числе назальных и офтальмологических препаратов. Эксперты заявляют, что это вполне логичный шаг — предприятию необходима диверсификация производственного портфеля, это поможет ему стать устойчивее и повысить рентабельность.

Скромная доля

По данным СПАРК, "дочка" "Гротекса" ООО "Универсальные биосистемы", занимающееся научными разработками, в 2014 году заключило госконтракт с Минобрнауки на 25 млн рублей на доклинические исследования лекарственных средств. Срок исполнения контракта — 30 ноября 2016 года. Чистая прибыль ООО "Гротекс" в 2013 году составила 114,9 млн рублей.
"Этот проект я довольно хорошо знаю. Это действительно один из самых современных российских заводов с точки зрения технического оснащения. Но, к сожалению, пока спектр выпускаемой предприятием продукции очень невелик", — говорит директор по развитию аналитической компании "АРЭНСИ Фарма" Николай Беспалов.
По мнению Николая Беспалова, продукция Solopharm выгодно отличается от ряда продуктов, которые присутствуют на рынке, с точки зрения удобства упаковки и чистоты. Но рынок этот очень высококонкурентен и низкомаржинален, закупки в основном проходят на тендерной основе, поэтому показатели удобства и качества в основном покупателей не интересуют. По оценке "АРЭНСИ Фарма", в 2014 году доля Solopharm составила около 0,01% рынка, по объему продаж компания не попадает даже в топ–50 компаний России.
Эксперты отмечают: для того чтобы быть успешным игроком, необходимо обладать определенной интеллектуальной собственностью. А для этого надо иметь готовые разработки, лицензионные соглашения с владельцами или предоставлять услуги по контрактному производству. "Возможно, Solopharm сможет заключить договор с немецким Fresenius, у которого сорвался контракт с "Биннофармом" (стороны не сошлись в цене. — Ред.)", — говорит Беспалов.