"Деловой Петербург". Шаг влево, шаг вправо

Автор фото: globallookpress

Все меньшее число работников в России увлекает карабканье вверх по служебной лестнице. Равнодушны к карьере 61% респондентов. Опрошенные "ДП" эксперты разбирались в причинах снижения интереса к карьерному росту.

Согласно результатам исследования Kelly Services, в котором рекрутеры изучали уровень лояльности работников к своим работодателям в 31 стране мира, в том числе и в России, оказалось, что для большинства россиян профессиональный рост важнее, чем карьерный.
"В выборе между продвижением по служебной лестнице и возможностью профессионального роста абсолютное большинство российских работников (61%) выберут освоение новых профессиональных навыков по сравнению с 39% заинтересованными в карьерном росте", — рассказывает Наталья Завьялова, территориальный директор Kelly Services. Работники не только признают, что профессиональное развитие имеет для них важное значение, но и демонстрируют готовность пожертвовать ради него более высокой зарплатой и должностью. Таких в ходе опроса набралось 48% среди опрошенных россиян.
В мире равнодушных к карьере и заинтересованных в получении новых профессиональных навыков еще больше: в Европе их 57% из числа респондентов Kelly Services, в странах Азиатско–Тихоокеанского региона — 66%.

Тема с вариациями

Алексей Гаряев, консультант по поиску и подбору персонала кадровой компании "Империя Кадров", член НП "Эксперты рынка труда", опираясь на свой рекрутерский опыт, скорее склонен не согласиться с полученными данными или по крайней мере уточнить их. "На моей практике одним из значимых факторов, называемых кандидатами при выборе работодателя, являются именно перспективы карьерного роста, — поясняет он свою позицию. — Также важно понимать, о какой сфере бизнеса идет речь, о какой возрастной и гендерной группе, о каком уровне должности. Каждый из этих факторов может иметь влияние на отказ или желание развиваться в направлении карьеры".
"Говорить об устойчивой тенденции снижения интереса к карьере было бы неправильно, — замечает Людмила Смолина, директор по развитию бизнеса кадровой компании AVRIO Group Consulting. — Вероятнее всего, изменилось отношение россиян к самому понятию "карьера" и возможностям ее построения". По ее словам, традиционно карьерный рост всегда ассоциировался с поступательным вертикальным ростом в рамках одной компании либо с переходами из одной компании в другую, но с обязательным повышением в должности. Сегодня понятие карьеры приобрело более широкий смысл. "По данным, которые мы ежедневно получаем от кандидатов в ходе собеседований, карьера может строиться как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости абсолютно успешно и зависит — во многом в первую очередь — от личностных устремлений человека, — говорит эксперт. — Мы в своей практике наблюдаем достаточно случаев, когда амбициозные сотрудники компаний на определенном этапе своего карьерного развития предпочитают получить новый профессиональный опыт, что называется, "в горизонтали", с тем чтобы в будущем иметь возможность вертикального роста в смежной, близкой, а подчас и совсем не близкой сфере бизнеса". Людмила приводит классический пример такого перехода — сотрудник, достигший определенных высот в отделе продаж, уходит в отдел закупок на позицию "без повышения уровня грейда (от англ. grade — степень, класс)" с последующим служебным ростом в этом отделе.

Иные ценности

Впрочем, кадровики и рекрутеры если и не говорят о снижении интереса к построению должностной карьеры как о сформировавшемся тренде, но соглашаются, что сегодня внимание работников меньше сосредоточено на движении вверх, чем это было еще пару лет назад. "Соглашусь, что вопрос карьерного роста для современных работников стоит не так остро, как это было лет пять назад, — замечает Игорь Анисимов, руководитель группы региональных консультантов рекрутинговой компании "Бигл". — Вероятно, это связано с тем, что фокус несколько сместился с построения успешной карьеры на "построение себя" — формирование своего личного бренда и углубление навыков, развитие себя как профессионала и как личности".
Изменения, по его мнению, можно объяснить сменой поколений, так как у молодых работников, так называемых "игреков", другие приоритеты. "Часто они рассматривают работу в определенной компании как ступень своего развития и возможность узнать что–то новое, они не живут ради работы, и в их понимании работа не должна мешать личной жизни — они не готовы жертвовать ею в угоду карьере. Сейчас легко можно встретить работника, который готов сменить престижную позицию в крупной международной компании на что–то другое, так как он не развивается и не получает новых навыков", — говорит Игорь Анисимов. Об "игреках" говорит и Людмила Смолина: "Идет постепенный процесс смены поколений на рынке труда. Сейчас активный рынок труда в основном сформирован из представителей двух поколений — X и Y. И если в целом поколению Х, в силу условий формирования личности, был свойствен некий порыв вперед, жажда достижений и где–то даже самоотверженность, то для поколения Y ближе ценности личностной реализации и комфорта. По нашим наблюдениям, карьерный рост в его классическом понимании не является доминантой в жизни многих молодых специалистов. Гораздо важнее возможность быть успешным, востребованным и, что немаловажно, хорошо оплачиваемым экспертом в своей сфере. Также иметь возможность баланса личной и профессиональной жизни".
Алексей Гаряев называет еще несколько причин, по которым работника мало интересует построение карьеры. "Во–первых, незначительный рост дохода и расширение социального пакета наряду с увеличением функционала, — перечисляет причины эксперт. — Во–вторых, это боязнь ответственности, неуверенность в своих силах, моральная и психологическая неготовность. Возможны и личные причины — взаимодействие с коллегами, будущим начальником. В конце концов, это может быть возрастная незрелость сотрудника".
Наталья Завьялова полагает, что то внимание, которое работники проявляют к своему профессиональному развитию, отражает "определенные политические и экономические изменения в России". "В условиях быстро меняющейся экономики именно профессиональные навыки позволяют сохранить конкурентоспособность", — говорит она. К слову, о непростой экономической ситуации говорит и другая цифра: число желающих сменить работу в этом году сократилось почти на 30% по сравнению с 2011 годом.