Испанский протест против самодержавия и престолонаследия

В Испании начались манифестации с требованием упразднить монархию. Левые политические партии в этой стране регулярно выступают с такими требованиями, но сейчас момент выдался наиболее благоприятный.

В Мадриде, Барселоне и других городах Испании после отречения от престола короля Хуана Карлоса I на улицы вышли десятки тысяч демонстрантов, требующих восстановления республики. Организаторы сообщают о 20 тысячах участников на Puerta del Sol в столице и до пяти тысяч — в других городах. Лозунги манифестантов — "Фелипе ускорит приход третьей!" (третьей республики — dp.ru), "Выборы вместо Бурбонов", "Монархия не демократия" и так далее. Они требуют референдума о судьбе монархии, имея в виду заменить ее республиканской формой правления.
Хуан Карлос I отрекся от престола в пользу наследника, принца Фелипе Астурийского, по официальной версии из-за возраста и состояния здоровья (забавно, что сообщил он об этом в Twitter). Ему 76 лет, королем Испании он стал в 1975 году после свержения режима Франко. С того времени он был единственным королем. Сам Фелипе на первый взгляд не замешан в скандалах, он офицер, спортсмен, отец двоих дочерей, правда, женился вопреки традициям на разведенной женщине не благородных кровей, но никто особенно не возражал.
Но традиционно сильные левые партии в Испании всегда были настроены республикански. Митинги с требованием упразднить монархию проходят в испанских городах регулярно, но раньше они не были такими масштабными и массовыми. Одним из поводов, до сих пор не устраненным, является уголовное дело в отношении зятя Хуана Карлоса, мужа инфанты Кристины герцога Иньяки Урдангарина, он обвиняется в отмывании денег, коррупции и хищении госсредств. Скандал получился очень громкий, инфанту Кристину даже вызывали в суд, а популярность королевской семьи, по опросам, сильно снизилась. До этого Хуан Карлос угодил еще в один скандал — в 2012 году он скрытно ездил охотиться на слонов в Африку, пока в Испании разразился экономический кризис. Да еще и в компании с немецкой принцессой, что дало повод для слухов.
Участники митингов, как пишут зарубежные СМИ, не стали устраивать палаточных городков на площадях, но договорились продолжать акции. По их мнению, монархия в 21-м веке это анахронизм.
В Испании "леваки" стали крепнуть в последние годы. Большую популярность получило, например, движение "15-м", названное так по дате основания, 15 мая 2011 года. Движение не аттестует себя как коммунистическое или анархистское, а считается гражданской инициативой, но требует политических и экономических  реформ, выступает против социального неравенства, глобализма, безработицы. С 2011 года "15-м" устраивает по всей Испании многодневные массовые демонстрации, а представители движения сумели избраться в Европарламент на недавних выборах наряду с кандидатами от других левых партий и движений; всего Объединенные левые и движение "Мы можем", куда входят активисты "15-м", взяли 11 мандатов. Сейчас активисты участвуют в протестах против монархии.
Укрепление своих позиций плюс сам факт отречения Хуана Карлоса манифестанты считают хорошим моментом для того, чтобы обсудить судьбу монархии. И никто, пожалуй, не удивится, если им удастся добиться референдума.
В Европе немало престарелых монархов — в Дании и Швеции, например, королева Магрете II и король Карл XVI Густав, как и Хуан Карлос, правят с начала 1970-х годов. В Бельгии и Голландии до прошлого года наблюдалась та же картина, но король Бельгии Альберт II отрекся от престола в пользу сына Филипа I, а в Голландии королева Беатриса отреклась в пользу сына Вильгельма-Александра. В обоих случаях обошлось без антимонархических демонстраций: там своих монархов любят, а в Бельгии фактор короля вообще является главным в сдерживании конфликта между Валлонией и Фландрией. В Великобритании королева Елизавета II занимает трон вообще с 1952 года, и после отречения Хуана Карлоса лоялистские британские СМИ поспешили выступить с разъяснениями, почему не нужно так поступать Елизавете. Да и левые радикалы в этих странах далеко не так сильны, как в Испании.
А некоторые страны идут в обратном направлении. Например, в Румынии время от времени проходят демонстрации о возвращении короля, реставрацию поддерживают около 20% населения и несколько парламентских партий, а президент Траян Бэсеску в прошлом году даже согласился с идеей референдума по этому поводу. Румынские монархисты, наоборот, считают, что они "сыты республикой, которой управляют коррумпированные политики". Что касается России, то и у нас, как показал опрос ВЦИОМ в прошлом году, 28% граждан не возражают против восстановления монархии, правда, не видят достойного претендента на трон.