"Деловой Петербург". Нам не страшен евро курс

Автор фото: Довгань Виктор
Курс, доллар, евро, euro, валюта, градусник, деньги.

Рост евро и доллара создает дополнительную нагрузку на компании, набравшие долгов в валюте. В периоды прошлых потрясений валютного рынка им пришлось несладко, но в 2014 году ситуация складывается лучше.

Доллар и евро продолжают триумфальный рост, что может создать проблемы для тех компаний Петербурга, которые брали валютные кредиты: организациям с рублевой выручкой их станет тяжелее выплачивать.
В период самого сильного за последние годы скачка валют — в 2009 году — ситуация с долгами компаний оказалась очень тяжелой и спровоцировала рост просрочки. Пик просрочки корпоративных клиентов по кредитам в иностранной валюте, по данным Банка России, пришелся на август 2009 года, тогда доля просрочки составила 12,5% валютного кредитного портфеля юрлиц в банках, работающих в Петербурге.
По последним данным ЦБ , в Петербурге в ноябре 2013 года просрочка по кредитам юрлиц составила всего 4,9% портфеля. Впрочем, в 2009 году рост просрочки достиг пика спустя несколько месяцев после того, как падение рубля по отношению к доллару США за несколько месяцев превысило 50%. Так что пока рано делать выводы.

Заемщик в позитиве

В любом случае компании–заемщики не выглядят обеспокоенными происходящим — доля валютных заимствований чаще всего незначительна и нередко покрывается валютной выручкой. В банке "БФА" также отмечают, что российские компании предпочитают пока занимать в рублях, а валютные риски хеджируют. Чаще всего для этой цели используют внебиржевой форвард–контракт, позволяющий компании заранее договориться о цене и дате покупки валюты.
Не беспокоиться об обслуживании валютных долговмогут себе позволить компании, имеющие валютные доходы. "У нас есть проценты по кредитам в иностранной валюте, но их влияние на экономику предприятия невелико. Специальных хеджевых операций мы не производим. Четко поддерживаем баланс: заимствования в долларах обеспечены будущей выручкой по экспортным заказам", — поясняет Сергей Юрчук, заместитель генерального директора по экономике и финансам ОАО "Адмиралтейские верфи".
Компании сектора телекоммуникаций также ощущают себя вполне уверенно. Геворк Вермишян, заместитель гендиректора "МегаФона" по финансовымвопросам, отмечает, что компания заранее планирует валютные траты и формирует под них необходимые средства. В "Ростелекоме" сообщили, что лишь 1% долга компании и 10% ее капвложений номинированы в валюте. При этом порядка 2% из потока выручки — валютные, так что возникает естественный хедж.
Не ожидают в этом году проблем с долговой нагрузкой и ретейлеры. Так, представитель торговой сети "О'Кей" отметил, что у компании нет валютных долгов.

Риски под контролем

Помимо банковских кредитов компаниям предстоит погашение еврооблигаций, номинированных в валюте. Один из самых внушительных объемов обязательств с погашением в 2014 году — у ВТБ. Кредитная организация должна будет за год выплатить $3,36 млрд.
Впрочем, в банке напоминают, что при совокупных активах группы "ВТБ", превышающих 8,5 трлн рублей, сумма долга не выглядит внушительной. В банке подчеркнули, что в ВТБ есть система контроля валютных рисков, так что никаких неприятностей от повышения курсов валют не ожидается.
Девелоперы и вовсе планируют выиграть за счет роста курсов евро и доллара. "В краткосрочной перспективе ситуация с ростом курсов иностранных валют приведет к возникновению положительных курсовых разниц в Etalon Group в силу большого объема валютных депозитов", — отмечает Антон Евдокимов, гендиректор УК "Эталон".А в ГК "ЦДС" ожидают, что валютные колебания повысят привлекательность недвижимости как способа сохранения средств. При этом и в ЦДС, и в "Группе ЛСР" долю займов в иностранной валюте называют ничтожной.
При хеджировании наиболее популярен форвард, позволяющий зафиксировать курс для будущей конвертации без депонирования суммы сделки. Вариация форвардов, расчетные контракты, защитит от неблагоприятного роста или снижения размера платежей, привязанного к курсу ЦБ, например при расчетах с таможней. А опцион позволяет самостоятельно выбрать курс будущей конвертации и при этом иметь право отказаться от исполнения сделки. Обычно компании выбирают такое соотношение параметров, чтобы стоимость опциона оказывалась в диапазоне 0,5 – 5% от суммы сделки.
Алексей Теплоухов
глава дирекции операций на финансовых рынках ОАО "Банк "Санкт–Петербург"