"Деловой Петербург". Кредиторы оспаривают завершение банкротства "Макромира"

Кредиторы ООО "Макромир", оставившего после себя долгов на 17 млрд рублей, оспаривают решение суда о завершении конкурсного производства. Если тяжба затянется, это может помешать новому владельцу обанкротившегося девелопера — Fort Group — провести IPO в 2016 году.

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд принял три апелляционные жалобы на определение Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти о завершении конкурсного производства в отношении ООО "Макромир". Две жалобы подали налоговики (ФНС РФ и МИФНС №19), а третью — ООО "Архитектурная мастерская № 111", которое проектировало для банкрота жилой комплекс "Граф Орлов" (сейчас принадлежит концерну "Л1" Павла Андреева). "Завершение процедуры было таким стремительным, что никто из независимых кредиторов не смог на него среагировать, — говорит старший юрист ЮК "Логос" Ольга Терентьева, представляющая интересы "Архитектурной мастерской №111". — Накануне заседания конкурсный управляющий уведомил всех о том, что будет слушаться очередной отчет по процедуре, а в заседании объявил, что конкурс следует завершать".

Сам себе кредитор

Девелоперский холдинг "Макромир", созданный Андреем Рогачевым и построивший семь торгово–развлекательных комплексов (ТРК) общей площадью 230 тыс. м2, обанкротился в 2009 году из–за кризиса и корпоративной войны Рогачева с бывшим партнером Павлом Андреевым. Долги холдинга составили более 17 млрд рублей. Из них 7,7 млрд —перед офшорами, сотрудничавшими с Андреем Рогачевым, 5,4 млрд — перед Сбербанком (по ним были заложены почти все ТРК), 1,5 млрд — перед Связь–банком, 1,4 млрд — перед структурами Павла Андреева. Еще около 1 млрд рублей банкрот задолжал почти трем десяткам мелких кредиторов.
В 2011 году Андрей Рогачев продал свои 99,99% ООО "Макромир", а также подконтрольные себе долги банкрота девелоперскому холдингу Fort Group. После этого новый собственник в лице офшора F1 Operu Ltd выкупил долги банкрота у Сбербанка, аккумулировав в своих руках требования почти на 10 млрд рублей, и заявил о намерении заключить с прочими кредиторами мировое соглашение. Но договориться со всеми не удалось.

Стремительное завершение

Конкурсное производство "Макромира", начавшееся летом 2010 года, было завершено 20 марта 2013 года по ходатайству конкурсного управляющего Анны Рулевой. Согласно ее отчету, имущество банкрота было реализовано с торгов. Во–первых, это акции дочернего ОАО "Макромир", в уставный капитал которого внесены пять из семи торгово–развлекательных комплексов девелоперского холдинга: они были проданы пакетами по 25% по начальной цене (150 млн рублей) четырем структурам, аффилированным с Fort Group: ООО "Провода и кабели", ООО "УК "Форт", ООО "УК–78" и офшору F–3 Operu Ltd. Еще два ТРК — "Феличита" и "Сити Молл" — были проданы на отдельных торгах как объекты недвижимости офшору F1 Operu ltd.
В результате в конкурсную массу было выручено более 1,5 млрд рублей, притом что балансовая стоимость активов "Макромира" превышала 11 млрд рублей, а рыночная (по приблизительным оценкам экспертов) — 20 млрд.
Из конкурсной массы были частично, на 393 млн рублей, погашены долги "Макромира", обеспеченные залогом имущества (то есть долг, выкупленный Fort Group у Сбербанка), а остальные деньги (1,15 млрд рублей) были направлены на финансирование процедуры банкротства и текущие платежи. Прочим кредиторам третьей очереди не досталось ни рубля. Суд, несмотря на возражения ряда кредиторов, отчет утвердил и конкурсное производство завершил.
"Мы считаем, что отчет не может быть утвержден судом, так как он не соответствует ФЗ "О банкротстве", — говорит Ольга Терентьева. — Если потратили больше миллиарда рублей на финансирование процедуры банкротства — будьте добры, отчитайтесь за каждый рубль. Но никакой расшифровки трат в отчете нет".
Примечательно, что в рамках конкурсного производства Fort Group чуть было не поссорилась с торговой сетью "Леруа Мерлен", якорным арендатором двух своих ТРК — "Феличиты" и "Сити Молла". Ретейлер в 2008 году проплатил аренду авансом на 10 лет вперед на общую сумму 1,1 млрд рублей. После покупки "Макромира" "Фортом" конкурсный управляющий сочла, что зачет аренды нарушает интересы прочих кредиторов, и потребовала, чтобы уплаченный миллиард был включен в конкурсную массу, а "Леруа Мерлен" оплатил аренду повторно. В этом требовании Анну Рулеву поддержали структуры "Форта". Но в марте 2013 года они отказались от своих требований.

Миллиарды с биржи

Сразу после оглашения определения суда о завершении конкурса Fort Group объявила о планах по подготовке к IPO (первичному публичному размещению акций).
Девелопер заключил договор на пакет услуг по подготовке отчетности по международным стандартам с PricewaterhouseCoopers и надеется в 2016 либо в 2017 году выйти на биржу, где хотел бы привлечь на развитие новых проектов до $500 млн.
"Жалобы кредиторов "Макромира" конечно же не оставляют нас равнодушными, но мы не расцениваем их как критичные для наших инвестиционных планов, — рассказал корреспонденту "ДП" Максим Левченко, управляющий партнер Fort Group. — Все эти жалобы будут урегулированы в обычном судебном порядке в предусмотренные законом сроки. Если мы и будем выходить на IPO, а мы пока не говорили, что точно будем, мы сказали лишь, что будем готовить компанию к бирже, эти вопросы к тому времени точно будут разрешены. Что касается "Леруа Мерлен", то с ним проблема была решена вне суда. Заключен новый договор аренды с новым собственником ТРК, а уплаченный миллиард зачтен".