"Деловой Петербург". Рост акцизов на алкоголь увеличит долю контрафакта на рынке до 75%

УУжесточение правил торговли алкоголем ударило по производителям и пива, и крепких напитков - с начала года продажи упали на 25-50%, что привело к закрытию 500 торговых точек в городе. Петербург ждет волна контрафактной продукции, доля которой может вырасти до 75%, утверждают бизнесмены.

В первые 2 месяца 2013 года в Петербурге сократился объем производства всех категорий алкогольных напитков, включая пиво. Руководители компаний — производителей алкоголя считают, что рынок обрушило повышение ставки акциза на алкогольную продукцию. В январе–феврале этого года розничные продажи всех видов алкоголя упали на 25–50%. В Петербурге за первые 2 месяца нового года закрылось около 500 стационарных точек, которые торговали алкоголем, без учета киосков. Эксперты считают, что рынок захлестнет волна контрафакта. Таким образом, спор водочного и пивного лобби о том, какой алкоголь менее вреден и что должно стоить дешевле, закончился проигрышем обеих сторон. Сложившаяся ситуация заставила участников рынка искать пути выхода из тупиковой ситуации.

Первые потери

С 1 января 2013 года крепкий алкоголь, к которому приравняли и пиво, запрещено продавать в ларьках и павильонах. Кроме того, пиво нельзя продавать в магазинах, чья площадь составляет меньше 50 м2. По данным организации "Лига арендаторов государственного имущества", за первые 2 месяца 2013 года в Петербурге закрылось уже около 500 точек розничной (стационарной) торговли, в ассортименте которых был алкоголь.
По словам руководителя лиги Александра Мишина, мелкой рознице без продажи алкоголя не выжить — бизнес становится экономически невыгодным. "Думаю, что до конца года может закрыться еще примерно 1,5 – 2 тыс. объектов", — прогнозирует эксперт. В результате весь алкоголь сосредоточился в крупных магазинах сетевой розницы. Однако из–за новых ставок акцизов напитки значительно подорожали — минимальная цена на водку выросла со 125 до 170 рублей, на коньяк — с 219 до 280 рублей за 0,5 л, пиво в рознице подорожало на 8 – 10%. Как следствие — упали продажи. Так, по данным "Петростата", объем розничных продаж водки в Петербурге в январе 2013 года сократился по сравнению с январем 2012 года с 284 тыс. до 180 тыс. дкл, пива — с 2,5 млн до 1,6 млн дкл, вина — с 348 млн до 312 тыс. дкл.
Так, в группе компаний "Ладога" сообщили, что в первые 2 месяца 2013 года объем произведенной продукции сократился на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. По словам президента ГК "Ладога" Вениамина Грабара, число торговых точек, куда компания поставляла свою продукцию, сократилось с начала 2013 года на 250 в Петербурге и 460 — в Ленобласти. В группе компаний "Дио" (производитель и поставщик крепкого алкоголя) отметили, что объем продаж сократился на 20%, а активная клиентская база — на 10%. "Очень резко упали продажи коньяков и ликеров — примерно на 50%, водки — на 10,5%, вина — на 15%", — говорит директор по маркетингу ООО "Орбита" группы компаний "Дио" Наталья Лёвина. Президент ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" Исаак Шепс в конце февраля отметил, что в России по итогам 2012 года закрылось более 36% киосков и павильонов (27,6 тыс.), куда компания ранее поставляла продукцию. Дело в том, что с июля 2012 года в ларьках запрещено продавать напитки крепче 5%, а с января 2013 года — все остальные алкогольные напитки.

К властям за подмогой

Клуб профессионалов алкогольного рынка, учредителями которого являются крупные петербургские производители — ЗАО "Вилаш", ЗАО "Дагвино" и ЗАО "Игристые вина", — написал открытое письмо губернатору Петербурга Георгию Полтавченко (имеется в распоряжении "ДП").
В документе участники рынка предлагают ряд мероприятий по преодолению кризисной ситуации на алкогольном рынке Петербурга и Ленинградской области. По словам генерального директора клуба Максима Черниговского, на алкогольном рынке назревает коллапс, вызванный беспрецедентным ростом ставок акцизов. В результате в Петербурге и Ленобласти может прибавиться контрафакта. По его прогнозам, к 2015 году доля контрафакта в России может вырасти с нынешних 50 до 75%.
"Данная тенденция уже прослеживается, так как алкогольные заводы резко сократили производство, розничные продажи легального алкоголя упали", — говорит Максим Черниговский. Чтобы снизить долю контрафакта на рынке, клуб предлагает внедрить вторичную сертификацию алкогольной продукции. В некоторых регионах России такая сертификация уже действует и доля контрафакта значительно ниже, чем в целом по стране, уверяют в клубе. Еще одна мера, которую предлагают ввести участники рынка, — это возврат производителям спирта и крепкого алкоголя Петербурга до 35% акцизов, уплачиваемых в местный бюджет. Так как с 1 января 2013 года 40% сумм акцизов на алкоголь крепостью более 9% (кроме пива и вина), а также 100% сумм акцизов на алкоголь крепостью менее 9% поступают в региональные бюджеты.
Руководитель центра исследований "ЦИФРА" Вадим Дробиз считает, что предлагаемые меры помогут стабилизировать ситуацию в городе. В противном случае надо вводить запрет на ввоз алкоголя из других регионов, это поможет снизить долю контрафакта. Эксперт признает, что повышение ставки акцизов вызвало рост производства суррогатов, кроме того, закрылось огромное количество точек в сельской местности в России. А на месте одной закрытой легальной точки открывается три по продаже нелегальной водки. Вместе с тем потребление алкоголя (в частности, водки) в России пока остается на прежнем уровне — 10,5 л на человека в год.
Объем легально произведенного алкоголя в России за первые 2 месяца 2013 года составил 70% от аналогичного показателя 2012 года. Объем производства "Ладоги" за этот же период сократился на 20%. Мы связываем это с ростом ставок акцизов. Производство нелегального алкоголя стало более выгодно. В январе–феврале объем контрафакта (в том числе водки стоимостью менее 100 рублей) в России в целом и в Петербурге в частности увеличился в несколько раз. Контрафактная продукция поступает в различные регионы страны главным образом с юга России и из Подмосковья.
Вениамин Грабар
президент ОАО "ПГ "Ладога"
Статистика показывает общий тренд снижения объемов продаж в мелкой рознице из–за законодательного запрета. В ближайшее время эта тенденция получит развитие. Основное последствие нового закона состоит в том, что малые предприниматели теряют свой бизнес. В связи с грядущими законодательным изменениями о запрете продажи пива в мелкой рознице мы были вынуждены в прошлом году начать работу по перераспределению поставок продукции в пользу стационарных торговых точек и сетевой розницы.
Анна Милешина
директор по корпоративным отношениям пивоваренной компании Heineken в России