Бобби Макферрин: "Я мыслю исключительно музыкальными категориями"

Автор фото: Global Look Press

Автор и исполнитель знаменитой песни Don’t worry, Be happy Бобби Макферрин о религии, шоу-бизнесе и создании хитов.

Бобби Макферрин совместно с пианистом Чиком Кориа выступил с единственным концертом в Петербурге. Накануне выступления он дал эксклюзивное интервью "ДП".
Вы постоянно читаете Библию, можно сказать, медитируете над этой книгой. С точки зрения Екклесиаста, богатства, почести, чины и т.д. - суета, единственно достойная жизненная позиция  - не пытаться усовершенствовать мир и общество, а получать удовольствие от самого процесса жизни. Мне почему-то кажется, что Екклесиаст вполне мог бы петь Don't worry, Be happy...
- Я ежедневно изучаю Библию. Мне особенно интересны Псалмы. Но я конечно же понимаю, о каком отрывке из Библии вы говорите. Песня Don't Worry, Be Happy началась с шутки и была написана очень быстро. Я увидел плакат с девизом гуру Мейера Бабы (индийский религиозный деятель. - Ред.) Don't Worry, Be Happy и начал дурачиться, вспоминать о самых неприятных вещах, которые могут случиться в жизни (например, если вас выселяют) и напевать Don't Worry! Я не думал об этом всерьез и не пытался проповедовать. Я отдавал дань высказываниям Екклесиаста и Мейера Бабы одновременно: когда ты расстраиваешься, ты удваиваешь свои переживания… Это путь духовного развития, в ходе которого мы должны научиться преодолевать суровые реалии жизни, не переставая при этом ей радоваться.
Когда-то в СССР говорили: "Сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь"… Смешно, но, согласно результатам исследований профессора истории и американской культуры Пенни Ван Эсчен, Госдепартамент США пытался использовать джаз в качестве идеологического оружия против СССР. А что для вас джаз?
- Я не считаю себя джазовым певцом. Я музыкант и импровизатор. Джазовые музыканты и джаз произвели на меня неизгладимое впечатление и оказали влияние на мою манеру воспринимать музыку, поэтому, если джазовое сообщество хочет заявить о своих правах на меня, я буду этим гордиться. Но я также нахожусь под большим влиянием классической и фольклорной музыки, музыки многих культур и традиций, которую мне посчастливилось услышать, а также под влиянием музыки, которая бьет ключом из моего сумасшедшего воображения. Я не задумываюсь о жанре. Я не думаю о социологическом или экономическом аспектах существования музыки в современном обществе. Меня всегда поражает, когда музыканты рассуждают о политической, социологической или экономической составляющих музыкального бизнеса… На мой взгляд, такие разговоры несовместимы с созданием музыки. Я не мыслю подобными категориями, и, если я заставлю свой мозг обдумывать эти идеи и концепции, музыка просто перестанет звучать в моей голове. Несмотря на то что я выступаю перед тысячами людей, то, чем я занимаюсь, очень личное. Я мыслю исключительно музыкальными категориями.
Самое точное описание моей идеологии такое: в те моменты, когда я на сцене, я чувствую, что погружаю аудиторию в атмосферу чистой радости и созидания, которые доступны и мне, когда я пою. Я хочу, чтобы у слушателей в зале появилось ощущение их собственной тяги к творчеству и свободы, как бы это ни проявлялось потом в их повседневной жизни. Если я смогу хоть немного приблизить людей к этому состоянию, я буду счастлив.
Вы не исполняете Don't Worry, Be Happy уже лет двадцать, но эта песня по-прежнему популярна. В чем, на ваш взгляд, секрет ее успеха?
- Поразительно, что эта песня стала хитом. Я польщен тем, что она многим нравится. На протяжении долгого времени зрители хотели, чтобы я ее пел: они видели мое лицо и начинали напевать эту мелодию. Причем они хотели услышать ее именно в том варианте, в котором она звучала по радио, с несколькими наложенными друг на друга вокальными партиями. А для меня одним из краеугольных камней музыки является мысль о том, что все движется и меняется, идея о вечном движении потока. Поэтому я и не хотел петь раз за разом одну и ту же песню. Я хотел двигаться дальше, исполнять новые песни! Сейчас я исполняю вариации на тему этой композиции время от времени, когда чувствую позыв. Я вообще стараюсь не петь песни, к которым не чувствую вдохновения: поэтому я никогда не составляю список песен для концерта заранее.
Музыкальная индустрия в том виде, в каком мы ее знали последние лет сорок, когда музыканты зарабатывали на продаже альбомов, а концертные туры служили лишь промоушеном для раскрутки альбомов, закончилась. Теперь нет ни пластинок, ни кассет, ни СD. В лучшую или в худшую сторону эта тенденция изменила музыкальную индустрию?
- Этот вопрос напоминает мне: я должен быть рад, что нашел менеджера, которому смог доверять уже в начале своей карьеры. Многие музыканты постоянно размышляют на эти темы и постоянно обсуждают их. Если бы я думал об этом, это бы засоряло мое сознание. Музыка - вот что для меня важно. Я знаю, что мне очень повезло, ведь я могу посвятить свою жизнь исследованию музыки. Это моя миссия, и я стараюсь выполнять эту задачу на высшем уровне. Но анализировать состояние индустрии? Это далеко от меня.
"ДП" благодарит за помощь в организации интервью фонд "Музыкальный Олимп".