Дмитрий Медведев выступил на заседании Госсовета с последней президентской речью. В ней вновь было много громких деклараций и ярких планов. Наблюдатели большого внимания на речь президента не обратили. Подвести итог президентства Медведева, по их мнению, легко: его просто нет.
В своем сегодняшнем выступлении уходящий президент России, как всегда, сделал множество громких заявлений. Так, Медведев по–прежнему считает, что "свобода лучше несвободы". А в современной политической системе есть признаки застоя, и это плохо, отметил он.
Нужно прекратить использовать административный ресурс в бизнесе, сказал Медведев. Госкомпании, по словам президента, должны прекратить поглощение частных компаний и продать непрофильные активы (в те же минуты стало известно о покупке "Газпромнефтью" 25% акций футбольного клуба "Томь").
Столь же обтекаемо
Медведев говорил и о планах. Будущему правительству (предположительно с ним во главе) нужно будет в первую очередь бороться с бедностью, безработицей и инфляцией, сказал президент. План пенсионной реформы пока не определен, но будет определен в ближайшее время. Налоги повышать не надо. Вооруженные силы нужно реформировать. Правоохранительные органы должны быть подконтрольны обществу. Нужны новые меры по борьбе с коррупцией.
Итоги своего президентства Медведев оценил высоко. Своей главной заслугой он считает "защиту граждан от первой волны кризиса" и тот факт, что государство под его руководством "не допустило массового обеднения населения".
Говоря о своих планах по работе в правительстве, Медведев назвал семь целей на ближайшие 6 лет. Среди них — увеличение продолжительности жизни на 4 года, снижение числа людей с доходами ниже прожиточного минимума до 10% населения, создание 25 млн рабочих мест, повышение рейтинга российских вузов.
Наблюдатели относятся к выступлениям Дмитрия Медведева неоднозначно. Никто не говорит, что то, что он декларирует или к чему призывает, неправильно. Проблема в том, что заявления президента в большинстве случаев ровно ни к чему не приводят.
Оппозиционеры на выступление президента обратили мало внимания. Гораздо больший интерес блогеров вызывает ожидавшееся (и состоявшееся) прощание Владимира Путина с "Единой Россией".
Олег Козырев считает, что речь Медведева было такой же малоосмысленной, как и все его президентство: "В общем, Дмитрий Медведев ушел, не хлопнув дверью". "Медведев хочет подчеркнуть, но карандаш уже забрали", — пошутил Иван Давыдов. "Медведев назвал своим политическим кредо "свобода лучше, чем несвобода" после того, как Путин сказал ему "все, Дима, свободен", — иронизирует Юлий Чирков.
Эксперты тоже отнеслись к выступлению Медведева довольно сдержанно. По их мнению, уходящий президент старается подчеркнуть все немногочисленные достижения своего правления, прежде всего политическую реформу (возвращение губернаторских выборов, упрощение регистрации партий). Но будущее этой реформы неочевидно, отмечает политолог Евгений Минченко: все будет зависеть от того, как применять нормы, потому что сейчас в России поговорка про жесткость законов и необязательность их исполнения актуальна как никогда.
Но даже и эти достижения Медведева, во–первых, приняты под давлением оппозиции и были не логичным следствием политики действующей власти, а вовсе даже наоборот, продолжают эксперты. Во–вторых, Кремль явным образом старается даже и эту реформу "заиграть".
На губернаторских выборах вводится двойной фильтр (кандидату нужно сначала договориться с местными депутатами, потом с президентом, и только потом можно баллотироваться), так что всерьез называть это "выборами довольно сложно". Закон о регистрации партий переписан так, что в России появятся десятки, если не сотни "партий–фриков". Это должно, во–первых, создать "мутный" образ оппозиции, а во–вторых, помочь "партии власти" выигрывать выборы (чем больше партий участвуют в выборах и не преодолевают барьер, тем меньшего числа голосов достаточно партии власти для получения большинства в парламенте).
Так что войти в историю, резюмируют наблюдатели, Дмитрию Медведеву будет решительно не с чем.
Видео: "Вести".