Елена Зборовская, Елена Домброва Все статьи автора
3 февраля 2012, 09:17 2131

Банк поправляет здоровье

Фото: Асташенков Евгений

Александр Афанасьев, владелец "Фармакора", использует аптечную сеть для продвижения кредитов собственного СМБ–банка. Своя розница дает банку преимущество, но аптеки — не лучшее место поиска заемщиков.

Аптечная сеть "Фармакор" , которая насчитывает по итогам 2011 года 399 точек, из них 157 — в Петербурге, участвует в партнерской программе с ЗАО "Банк содействия малому бизнесу" (СМБ–банк). Александр Афанасьев, владелец сети и банка, комментировать их партнерство по телефону отказался.

Минфин отсеет банковскую "мелочь", увеличив минимальный размер банковского капитала до 1 млрд рублей

Минфин отсеет банковскую "мелочь", увеличив минимальный размер банковского капитала до 1 млрд рублей

810
Анна Ахмедова (anna.krampez@dp.ru)

Совместная акция стартовала в январе. Аптеки только информируют покупателей о кредитах, окончательное решение по выдаче принимает банк, сообщили в пресс–службе сети "Фармакор".

О проведении акции можно узнать из наружной рекламы и объявлений в аптеках сети на стойках с громким слоганом "Здесь раздают деньги". Известно, что заемщикам СМБ–банка по предъявлению кредитной карты в аптеке "Фармакор" предоставляется скидка 10%.

/
Купить фото
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text

Как рассказали менеджеры кредитного отдела СМБ–банка, началась выдача потребительских кредитов на сумму от 10 тыс. до 500 тыс. рублей сроком до 10 лет под 25% годовых.

СМБ–банк был основан Александром Афанасьевым осенью 2011 года. Регистрация банка с уставным капиталом 200 млн рублей состоялась в сентябре прошлого года. Уже 25 октября он получил лицензию на осуществление банковских операций, но до сих пор не проявлял активности, у организации даже нет официального сайта.

Александр Афанасьев известен не только как владелец аптечного бизнеса — ему принадлежит ресторанная группа "Тритон" (включает рестораны "Гюльчатай", "Русская чарка", "Дастархан", "Тбилисо", "Монтана", Traiton Beach и Royal Beach).

Банкиры скептически относятся к затее СМБ–банка найти своего клиента в аптеке. "Например, в Бразилии банки научились использовать инфраструктуру небанковского ретейла для предоставления банковских услуг, они работают и в аптеках, и в продуктовых магазинах, и в лотерейных киосках, но у россиян идея получать банковские услуги в аптеках может вызывать определенный дискомфорт", — полагает руководитель по розничному бизнесу дирекции "Северо–Запад" банка "Хоум Кредит" Тимофей Шаров. В то же время он напоминает, что в России недостаточно банковских помещений и это является одним из препятствий в развитии отечественной банковской розницы.

"Есть давно сложившийся институт предложения людям кредитных услуг в банковских отделениях, который доказал свою крайне высокую эффективность, — считает управляющий филиалом "ВТБ 24" в Санкт–Петербурге Михаил Иоффе. — Автокредиты, как правило, оформляются в автосалонах, а кредиты на дорогую бытовую технику выдают в супермаркетах, идея продвижения кредита в такой специфической точке продаж, как аптека, выглядит, мягко говоря, неординарной".

"Фармакор" вложил 1,5 млн рублей в открытие аптеки в Липецке

"Фармакор" вложил 1,5 млн рублей в открытие аптеки в Липецке

1007

Скидки, сопутствующие финансовой услуге, — давно распространенный механизм привлечения клиентов, который используют и автосалоны, и сетевые магазины, и, конечно, банки. По мнению Михаила Иоффе, если человек хочет получить кредит и при этом сэкономить деньги при совершении покупок, ему гораздо выгоднее оформить кредитную карту с опцией cash–back. В его банке тоже есть такие карты, даже есть бонусная категория "Аптеки", что позволяет клиентам получать 5%–ную скидку на покупки в любых аптечных сетях.

Фармацевты более оптимистичны в оценке перспектив проекта. Большинство аптечных сетей сильно пострадали после изменения схемы налогообложения. С 1 января 2011 года аптеки потеряли возможность использовать режим единого налога на вмененный доход в размере 6%, после чего величина страховых взносов для них выросла с 14 до 34% от фонда оплаты труда. По данным Cegedim Strategic Data, недополученная по этой причине прибыль петербургских аптек в 2011 году составила около 656 млн рублей.

По данным аналитической компании "Фармэксперт", в Петербурге "Фармакор" — один из лидеров рынка, по итогам 9 месяцев 2011 года сеть занимает второе место с долей 13,9%, обгоняет ее только дискаунтер "Озерки" с долей 18,4%. В федеральном масштабе "Фармакор" по итогам 2011 года занимает долю 1,51%, это ниже, чем в 2010 году (1,66%). Снижение доли связано со сравнительно низкими темпами роста, считают в "Фармэксперте".

Все аптечные сети сейчас работают над повышением рентабельности, один из путей — диверсификация бизнеса, считает Александр Семенов, гендиректор сети аптек "Первая Помощь". Он вспоминает, что у Александра Афанасьева уже есть опыт диверсификации бизнеса — ресторанный холдинг. Открытие своего банка является движением в этом же направлении. Синергия таких разных видов бизнеса возможна, считает Александр Семенов.

"Аудитория "Фармакора" довольно широкая, есть и потенциальные потребители кредитных программ, определенное количество клиентов банк наберет, хотя ожидать долговременного эффекта сложно, потребитель привык получать кредит в месте осуществления покупки", — говорит Николай Беспалов, руководитель департамента аналитических исследований "Фармэксперта".

По его наблюдениям, скидка 10% — довольно заметный дисконт, большинство программ лояльности предлагают лишь 4–6% либо 10% за покупку на существенную сумму. Однако Николай Беспалов обращает внимание, что возможность получения такой скидки может привлечь тех, кто регулярно совершает покупки в аптеках, и вряд ли эта аудитория хорошо соотносится с потенциальными клиентами банка.

"Первая Помощь" участвует в партнерской программе с "Евразией" и "Фитнес–Хаусом", подобные программы уместны, если у каждого из партнеров хорошие позиции в своем сегменте, сформировавшаяся целевая аудитория, уверен Александр Семенов.

Это не первый случай использования нестандартного канала продвижения банковских услуг. Некоторые игроки пошли дальше и помимо продвижения зарабатывали на продажах в нестандартных местах. Связной банк летом 2010 года занялся выдачей кредитных карт в сети "Связной". Проект оправдал себя — портфель займов по кредитным картам по итогам III квартала 2011 года достиг 8,3 млрд рублей.

Банк "Русский стандарт"в августе прошлого года начал распространять "Транспортную карту" в кассах петербургского метрополитена, однако о результатах своей акции так и не отчитался.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама