Генеральный директор ЗАО «РСУ «Строй-Сервис» Александр Садыгов оценивает положение дел в ЖКХ Северной Столицы, предлагает пути развития отрасли.
С приходом нового губернатора в жилищно-коммунальном хозяйстве города наблюдается оживление, система ЖКХ наметила новые ориентиры и приоритеты. Однако проблем по-прежнему много, и необходимо приложить немало усилий для их решения. Считаю своим долгом обратить внимание общественности на ряд важнейших, на мой взгляд, моментов.
Непрозрачность системы
К сожалению, отсутствуют необходимые федеральные и региональные законодательные акты, направленные на прозрачность системы ЖКХ. Всё, что связано с жилищными и коммунальными услугами для населения, начиная от их предоставления гражданам и заканчивая оплатой, должно быть прозрачным и понятным всем. Граждане должны иметь возможность действенно влиять на этот процесс, а управляющие организации – быть добросовестными и предоставлять качественные услуги.
Не буду оригинальным, если лишний раз подчеркну, что в сфере предоставления жилищных и коммунальных услуг не должно быть лишних звеньев. Дробление жилищно-коммунальной сферы приводит только к росту тарифов.
Энергосбережение
На мой взгляд, опыт реализации закона № 261-ФЗ в Санкт-Петербурге подсказывает необходимость разработки отдельной энергетической стратегии развития всего жилищного фонда нашего города с перспективой минимум на 10 лет. Закон предписывает повсеместно организовать работу по энергетическому обследованию объектов жилищного фонда с одновременным составлением энергетических паспортов. Также закон обязал региональные власти способствовать развитию альтернативной энергетики на объектах жилищного фонда. К сожалению, складывается впечатление, что в городе об этом забывают.
Финансы
В финансовой сфере управления жилищным фондом Санкт-Петербурга необходимо проводить планомерную работу по снижению кредиторской задолженности управляющих организаций перед поставщиками коммунальных ресурсов.
Необходим федеральный закон, определяющий меры воздействия управляющих организаций на поставщиков. Тарифы для энергетических предприятий, в том числе и инвестиционные составляющие, следует утверждать на заседании правительства города. Эту процедуру нужно сделать общедоступной, тем самым исключив возможность лоббирования интересов.
Стандарты качества
К сожалению, в Санкт-Петербурге отсутствуют региональные стандарты качества предоставления жилищных и коммунальных услуг. На объектах ЖКХ города передовые технологии используются неэффективно, а порой вовсе не применяются.
На мой взгляд, уже давно пора внедрять автоматизированные системы управления заявками и качеством услуг, системы диспетчеризации, технологии быстрого обнаружения аварийных участков в инженерных сетях, высокоточные приборы, в том числе узлы учета потребления энергоресурсов и многое другое.
В связи с этим я предлагаю разработать на уровне города нормативный документ, оценивающий качество работы организаций по управлению жилищным фондом.
Кадры
В ЖКХ Санкт-Петербурга одной из самых острых проблем остается кадровая. К сожалению, многие работники нынешних управляющих компаний, начинавшие трудовую деятельность еще в системе советских ЖЭКов, так и не освоили современных методов работы. Такая печальная картина наблюдается на всех уровнях: начиная от неквалифицированного рабочего и заканчивая топ-менеджерами компаний. Имеет место и другая крайность: некоторые предприятия предлагают свои услуги в качестве управляющих компаний, вообще не имея опыта работы в ЖКХ.
Для улучшения этой сферы необходимо провести масштабную кампанию по обучению кадров в жилищной и коммунальной сфере, в том числе и мигрантов. На федеральном уровне необходимо в кратчайшие сроки принять закон о миграционной политике России, отражающий необходимость качественного отбора мигрантов.
Ремонт
Как я уже говорил, для нашего города еще не разработана продуманная региональная энергетическая стратегия в сфере обслуживания жилищного фонда. Этим во многом объясняется тот факт, что работы по текущему и капитальному ремонту многоквартирных домов абсолютно не несут энергоэффективной направленности.
По моим наблюдениям, в этой области зачастую отсутствует элементарная логика. Так, например, многоквартирный дом нуждается в ремонте кровли и инженерных сетей, а ремонтируют фасад. Качество ремонта оценивают и принимают районные ГУЖА, а не граждане. Жильцы домов отдалены от этого процесса, но при этом вынуждены оплачивать услуги ремонтных организаций в полном объеме. Нередко ремонт осуществляют строительные организации с сомнительной репутацией, порой даже без опыта выполнения работ. Критерии отбора подрядчиков неэффективны. Тот, кто проводит конкурсы, фактически и принимает выполненные работы.
В связи с этим необходимо провести ревизию всех произведенных работ по текущему и капитальному ремонту многоквартирных домов (включая ремонт кровель) в Санкт-Петербурге с обязательным привлечением независимых экспертов из других регионов. Следует заблаговременно информировать жителей о сроках начала и окончания работ, предоставлять полную информацию о конструктивных элементах, подлежащих ремонту, и подрядчике, а также привлекать граждан к приемке выполненных работ. Это повысит качество и ответственность подрядчиков, исключит возможность сговора и лоббирования интересов.
Считаю, что крайне необходимо исключить монополизацию рынка по выбору подрядчиков и применяемых материалов. Необходимо разработать инструкции по организации ремонта в жилой сфере с учетом определения ответственных звеньев по приемке выполненных работ и дальнейшей эксплуатации.
Права потребителей
Отдельно хочу отметить, что граждане нашего города должны иметь возможность влиять на собственное потребление коммунальных услуг.
Все мы помним о так называемой «13-й квитанции», которая была предъявлена гражданам города в конце 2010 года. Зима 2009-2010 гг. якобы оказалась аномально холодной, что вызвало перерасход энергоресурсов, который должно компенсировать население. Однако средняя температура отопительного периода 2009-2010 гг. равнялась –1,6?С, что оказалось на 0,1?С выше(!) нормы. Коммунальные предприятия Северной Столицы должны были скорректировать суммы на оплату тепла в сторону уменьшения, а не увеличения!
Из-за отсутствия должных мер воздействия на монополистов стало возможным такое нарушение прав потребителей жилищных и коммунальных услуг. Повлиять на нарушителей можно только через суд, что может себе позволить не каждый из нас – не у всех найдется достаточно свободного времени.
Считаю, что граждане должны принимать активное участие в обслуживании жилищного фонда. К счастью, закон дает населению такую возможность в виде образования товариществ собственников жилья.
В нашем городе есть примеры эффективных ТСЖ, где горожане контролируют процесс управления их многоквартирными домами. Однако в большинстве случаев жители дома просто не знают, какая организация их обслуживает. Естественно, это только на руку недобросовестным управляющим компаниям.
Чем больше в городе будет создано ТСЖ, тем выше будет конкуренция между существующими управляющими организациями, и они будут вынуждены бороться за потребителя, повышая качество своих услуг. При этом я имею в виду работоспособные ТСЖ, которые сами будут эффективно контролировать процессы управления и эксплуатации своего жилого дома, а не бездумно заключать договор с каким-нибудь жилкомсервисом и позволять ему делать всё, что угодно.
Я призываю власти Санкт-Петербурга сделать процесс управления жилищным фондом города более открытым и доступным для горожан. Выражаю искреннюю надежду, что в скором времени удастся изменить утратившие эффективность принципы и реализовать новые идеи.