Александр Григорьев: "Техосмотр надо отменить"

Автор фото: ОСАО "Ингосстрах"

Александр Григорьев, генеральный директор ОСАО "Ингосстрах", рассказал «ДП», где страховая компания хранит резервы, почему предприятия боятся страхования ответственности и предложил государству сделать доброе дело - отменить технический осмотр автотранспорта, которым со следующего года должны озаботиться страховщики.

- Расскажите о сотрудничестве "Ингосстраха"  с банками. Вы ведь размещаете страховые резервы у них, а что вы получаете с банков, кроме дохода по депозитам?
- Мы держим на депозитах более 25 млрд рублей. Кроме того, у нас есть еще облигации и векселя банков, которые в этой сумме не учитываются. Всего на 1 января 2011 года наши ликвидные активы составляли более 46 млрд рублей, сегодня - более 50 млрд рублей.
Мне очень не нравится, когда банк предлагает: вы у нас разместите столько-то депозитов, мы вам дадим столько-то премий, то есть клиентов. Я с банками строю отношения по другому: мы депозиты у вас размещаем потому, что мы вам доверяем. Вы нам за это даете процент. Если вы - надежный банк, мы с удовольствием у вас размещаем средства.
- Сколько банков хранят депозиты "Ингосстраха"?
- Около 100. Понятно, что в таких банках, как Россельхозбанк, Сбербанк, Транскредитбанк, Росбанк, "Юникредит" мы храним большие депозиты, а в петербургских банках, таих как "Балтийский" или "Санкт-Петербург" - поменьше, потому что они сами по себе поменьше.
Когда же мы получаем премию с клиента, мы принимаем на себя страховой риск. Это на самом деле в ту же сторону риск, что и по депозиту. Поэтому с точки зрения риска размен "вы нам клиентов, мы вам депозит"в принципе неправильный, непрофессиональный.
- Какой вид страхования в следующем году даст наибольший прирост по сумме страховых премий?
- ОПО ( страхование ответственности владельцев опасных производственных объектов - Ред.) и ОСАГО (обязательное страхование автогражданской ответственности). ОСАГО с учетом новых коэффициен тов выросло на 7%, то есть примерно на 6 млрд рублей. Весь рынок составляет 90 млрд рублей. ОПО, если нормально заработает в следующем году, даст премий на 20 млрд рублей примерно.
Есть вещи, которые трудно спрогнозировать. Например, в этом году наибольший прирост дали ДМС (добровольное медицинское страхование - Ред.) и личное страхование. Основан этот эффект на страховании сотрудников крупных подконтрольных государству корпораций: "Газпром", "Роснефть" и т.д. Прирост одного "СОГАЗа" за 9 месяцев по личному страхованию - 6 млрд рублей.
Как этот фактор будет работать в следующем году - не знаю. Может, увеличат бюджеты компании, может уменьшат.
- А для вашей компании какой сегмент будет наиболее растущим?
- У нас ДМС, однозначно. Напомню, что в 2009 году проводили санацию портфеля, и из-за этого в 2010 году уменьшили свои сборы по ДМС на миллиард рублей. В этом году мы выросли на полтора миллиарда по ДМС. В следующем году вырастем, наверное, еще на полтора миллиарда.
Имущественное страхование юрлиц выросло у нас в этом году на 4 миллиарда рублей. Но в следующем году такого роста не будет точно. Потому что часть клиентов мы вернули, получили новые интересные проекты, произошло страхование спутников.
- Какую долю вы планируете занять на рынке ОПО?
- Как и в большинстве лидирующих видов, где мы работаем, 10-15%.
- Сейчас страхователи обеспокоены будущими значительными расходами на ОПО. Некоторым предприятиям придется тратить на новые полисы десятки миллионов рублей в год. Не опасаетесь ли вы, что они попытаются пролоббировть снижение тарифов?
- Рассказы о том, что страхователям надо платить какие-то гигантские суммы, - неправда. По несколько десятков миллионов рублей придется платить таким компаниям, как "Русал", "Норильский никель", "Северсталь". 30 миллионов рублей для них - незаметная сумма. А у небольших предприятий стоимость полиса будет 30-50 тысяч рублей. На эти деньги в Петербурге можно в ресторан сходить.
Проблема на самом деле не в тарифе и не в цене полиса. А в том, что теперь владельцам опасных объектов придется пускать на них страховщиков. Раньше можно было сказать в случае аварии: да это не наш объект загрязняет. А теперь независимый страховщик укажет, что это именно тот объект. Им страшен контролер в виде неподкупного страховщика, а не госчиновника. Именно за это бьется РСПП (Российский союз промышленников и предпринимателей – Ред.) и его лидеры: они не хотят прозрачности своих опасных объектов для общества. Так что дело вовсе не в деньгах.
- Не могу не спросить про вашу революционную мысль, которую вы высказывали на встрече с журналистами, о том, что в России следует отменить техосмотр автотранспорта. Какие в этом плюсы?
- А какие минусы? Никаких.
- Я был бы за, как и большинство автолюбителей. Но какая выгода от этого страховому бизнесу?
- Статистика "Ингосстраха" говорит о 0,6% страховых случаев по причине плохого технического состояния автомобилей. Это ничто для страхового рынка. А позитивный эффект был бы в том, что страховщикам не пришлось бы нести большие административные издержки на организацию техосмотра. Вы думаете, Российскому союзу страховщиков нужна эта головная боль со станциями техосмотра, аккредитациями?
- Каким мог бы быть масштаб экономии?
- Я не знаю, не считал. Вопрос в другом. Страна не занималась бы ерундой. Во всем цивилизованном мире за техническое состояние автомобиля отвечает дилер, продавший вам машину. А дальше это становится заботой автовладельца. Это его безопасность и его семьи. Там нет техосмотра как государственной бумажки. Надо и в России его отменить, и через год вы забудете, что это такое.
Биография
Александр Григорьев родился в 1963 году. Закончил Московский финансовый институт. В 1990-1997 гг. работал первым заместителем председателя правления "Межкомбанка". , с 1997 по 1999 год - президент "Межкомбанка". С 1999 по 2001 год - председатель правления банка "Русский стандарт". В 2003-2005 гг. был президентом и председателем правления "Дельтабанка". С 2005 г. по настоящее время - генеральный директор ОСАО "Ингосстрах".
Полную версию интервью читайте в газете "Деловой Петербург".