Марат Гельман вынашивает идею преображения Петербурга

Автор фото: "Итар-Тасс"

Известный галерист Марат Гельман в этом месяце представит правительству РФ проект создания в СПб Центра современного искусства.

Появление нового Центра современного искусства в Петербурге будут обсуждать на заседании правительства РФ уже 24 ноября. В этот день галерист Марат Гельман представит свой "питерский проект" на суд федеральной власти, и, если идея будет одобрена, автор предложит ее губернатору СПб Георгию Полтавченко.
"Он будет неожиданный…" — это все, что ответил автор проекта корреспонденту "ДП" о подробностях идеи и возможном месте. Замысел Марата Гельмана может стать успешным. Сегодня в Петербурге не хватает выставочных площадей, а те, что есть, не очень удобные, отмечают аналитики.
Марат Гельман, директор Центра современного искусства, Пермского центра развития дизайна, галерист:
В 1994 году произо­шло грустное событие: в Питер перестали приезжать. До этого года выбирали, куда поехать: в Москву или в город на Неве. Сейчас люди не раздумывают. Мы разработали наше предложение для Питера, которое будет представлено на заседании правительства РФ. Идея неожиданная и касается того, что жить в городе–музее не все хотят. Конечно, есть люди, которым это нравится, но есть и иные точки зрения.
Все видели жителей Венеции, которые в час ночи спускаются из дома, бухают красное вино и бегут из города от туристов. Мы не хотим превращать петербуржцев в жителей Венеции.На примере других городов видно, что не нужно перестраивать весь город, необходимо выбрать территорию: Новая Голландия или иной участок, возможно, и на периферии, но с исторической застройкой — и создать там Центр современного искусства.
Анастасия Курехина, руководитель Центра современного искусства им. Сергея Курехина:
Так получилось, что Васильевский остров становится центром современного искусства, здесь работают музей "Эрарта", Новый музей Аслана Чехоева, Центр Курехина, многие вузы, в том числе СПбГУ. К тому же Васильевский остров — комбинированный район, где есть и старые районы, и районы современной застройки плюс новые намывные территории. Мы надеемся, что культурный центр, про который говорил Марат, появится именно здесь, ведь начало созданию такого пространства уже положено.
Александр Боровский, заведующий отделом современного искусства Государственного Русского музея:
Петербург крайне консервативный и занудный город в плане коллекций современного искусства, которых намного меньше, чем в Москве. Это вечное брюзжание по поводу античности, как Тургенев писал: "Ты, Ваня, грек душой". Меня уже тошнит от этого академизма и попыток уйти в музей. Что такое современное искусство в городе? Это то, чего нет в Петербурге: ни в центре, ни на окраинах никакого запаха со­временного искусства нет. И это не потому, что власти­ консервативны, — крайне­ консервативна публика. Попробуй поставить что–то непохожее на дядю Ваню или тетю Машу. Остается один вариант — временные выставки. У нас была удачная акция, на мой взгляд, на Литейном мосту (изображение фаллоса. — Ред.). Всегда раб хочет показать хозяину что–то анатомическое. Вспомним пушкинское "Не удостаивая взглядом твердыню власти роковой, он к крепости встал гордо задом. Не плюй в колодец, милый мой". Встать гордо задом — вечная мечта народа. Поэтому эта акция получилась.
Василий Церетели, исполнительный директор Московского музея современного искусства:
В Сеуле или Лос–Анджелесе существует городская политика, когда какой–то процент денег от строительства нового объекта тратится на паблик–арт, что дает возможность очень сильно развивать инфраструктуру, создавать интересные культурные городские объекты, например современные детские площадки. В целом это создает совершенно другой образ города. Я не думаю, что стоит бояться появления новых архитектурных элементов. К сожалению, часто люди, которые не разбираются в современном искусстве, вводят в заблуждение тех, кто принимает решения. В каждом городе должна быть некая конституция, которая будет создавать идеи в области современного искусства и развивать их.
Алексей Шаскольский, руководитель отдела оценки недвижимости Института проблем предпринимательства:
Выставочные комплексы в Петербурге можно пересчитать по пальцам, и все они очень неудобные. Поэтому идея создать современный выставочный центр может быть успешной. Влияет ли появление таких объектов на арендные ставки соседних объектов, сказать сложно — у нас мало примеров. Все то, что вводилось, включая "Лофт Проект Этажи" и Новый музей, расположено в неприспособленных помещениях. Сегодня на Западе ценится промышленная архитектура как выгодная для выставочных помещений. Надеюсь, что Марат Гельман создаст центр на территории каких–нибудь городских промышленных корпусов.