Паркингам негде припарковаться

Автор фото: apsystems.ru

Администрация города вовлекает новые земельные участки в центре города под строительство многоярусных паркингов. В КГА готовы внести поправки в генплан и правила застройки.

По словам председателя КУГИ СПб Дмитрия Куракина, сейчас власти ищут новые участки, пригодные для размещения паркингов, в центральной части города. Речь идет даже о тех местах, где пока из–за действующего градостроительного регламента паркинги появиться не могут.

"В Петербурге в отличие от той же Москвы очень строгий регламент застройки, который функционально ограничивает определенное количество пустующих территорий и не позволяет размещать на них объекты транспортной инфраструктуры, в том числе и паркинги", — заявил Дмитрий Куракин. В связи с этим КГА сегодня уже рассматривает вопрос о внесении изменений в генплан и ПЗЗ.

Как заявил зампредседателя КГА Виктор Полищук, задача комитета — найти свободные ниши в центре города: "Это должны быть бесконфликтные решения между жителями и инвесторами".

Мешают памятники

Однако, по признанию самих чиновников, идея бороться с дефицитом парковочных мест в центре с помощью размещения паркингов в аварийных зданиях вряд ли найдет широкое применение из–за принадлежности большинства этих домов к объектам культурного наследия.

По словам Дмитрия Куракина, в результате детальной проработки, проведенной совместно с КГИОП, список из 500 зданий сократился до 108. "И есть основания полагать, что он будет сокращаться и дальше. Если в итоге останется хотя бы 50 аварийных зданий, которые можно приспособить под паркинги, я буду считать это победой", — добавил председатель КУГИ.

Все на подъемник

Различные технические решения, которые уже сейчас можно было бы применить для хранения автотранспорта, инженеры, девелоперы, архитекторы и чиновники обсудили на заседании Архитектурного клуба "ДП" (партнер мероприятия — Евроазиатский транспортный союз).

Большинство экспертов признают, что хотя бы временно решить проблему дефицита парковочных мест позволили бы механизированные многоуровневые паркинги, которые позволяют в зависимости от этажности размещать от 35 автомобилей на площади чуть более 100 м2. Время установки автомобиля в подобного рода конструкции составляет не более 50 секунд, они адаптированы к российскому климату и снабжены системой подогрева воздуха.

"Механизированные паркинги бывают разных типов — от простейших гидравлических подъемников до полностью автоматизированных парковок. А их цена может варьироваться от 3 до 10,5 тыс. евро, — говорит Сергей Аболин, генеральный директор московской компании "АПС" (специализируется на проектировании и строительстве паркингов). — В городах с населением свыше 10 млн человек автоматизированные паркинги занимают достаточно большую долю. В Сеуле, например, порядка 30% машино–мест автоматизировано".
Между тем даже если городским властям удастся найти участки, которые по всем нормам и правилам подходят для размещения паркинга, то у чиновников нет никаких рычагов влияния на собственника этой земли, чтобы он разместил там именно паркинг.
"Изъять эти участки для госнужд по закону мы пока не можем, а сам инвестор не торопится строить, несмотря на то что все кричат, как это выгодно", — сетует Дмитрий Куракин.
Причина проста: пока можно бесплатно парковаться вдоль дороги и не быть оштрафованным за стоянку на тротуаре или газоне, никто не будет ставить авто в платный паркинг. По мнению участников Архитектурного клуба, обеспечить заполняемость паркинга может только ужесточение штрафов и тотальный контроль за нарушение правил парковки. Возможен даже такой вариант, когда инвестору дается в управление прилегающая к паркингу территория, чтобы он сам мог следить за добросовестностью автомобилистов и, в случае если последние будут пренебрегать общепринятыми правилами, сообщать об этом в ГИБДД.
Парковочное лобби
Непросто идет процесс врастания в городскую среду автоматических паркингов и в Москве.
"Мы реализовывали проект в Германии, и согласование проходило всего 3 недели, а на полный пакет согласований ушло лишь 1750 евро. В Москве, где мы знакомы со многими членами правительства, у нас ушло на это 4 года и 1,5 млн рублей, — заявил президент ЗАО "Транспортная миссия" Владимир Темнянский. — Может, хоть сегодня, при особом внимании к проблеме парковок со стороны нового московского мэра, дело сдвинется с мертвой точки". По его словам, в столице уже созданы специальные комиссии при администрации города, цель которых — разработка математической модели, определяющей возможности, задачи и потребности в строительстве паркингов исходя из их шаговой доступности.
В Петербурге же в отличие от Москвы (где интересы инвесторов отстаивает, например, Ассоциация строителей механизированных паркингов), лоббировать и продвигать подобные идеи пока некому.
Нормы и законы
Сейчас в СПб обсуждаются как минимум два подхода к решению проблемы дефицита парковочных мест.
С одной стороны, может быть разработана городская программа по строительству паркингов, и в данном случае заказчиком будет госструктура. Именно под такую программу город может привлечь долгосрочные кредитные деньги под процент значительно ниже рыночного. Соответственно, и срок окупаемости таких паркингов растягивается на десятилетия.
Если же размещение паркингов отдать только в руки бизнеса, то роль государства сводится лишь к согласованию нормативов, позволяющих девелоперам реализовывать свои проекты. Именно существующие на сегодняшний день нормы и правила были резко раскритикованы в Архитектурном клубе "ДП". По мнению проектировщиков, надо срочно менять строительные нормы, иначе ни один паркинг в городе так и не появится.
"Если нам отравляет жизнь такой–то норматив, давайте его исправим. Надо не жизнь под нормативы подгонять, а наоборот, — убежден Владимир Темнянский. — В Европе СНиПы для механизированных паркингов разрабатывали 7 лет, если нам хватит здравого смысла ничего в них не добавлять, а оставить все как есть, то и у нас будут прекрасные новые правила для таких паркингов".
Комментарии
Дмитрий Куракин, председатель КУГИ СПб:
"Большая часть территорий, которые потенциально могли бы быть выставлены на торги под строительство паркингов, находится в спальных и отдаленных районах и неинтересна инвесторам.
На существующие многоярусные паркинги нет спроса, так как люди считают, что нет смысла платить за парковку, если можно поставить машину абсолютно бесплатно на улице.
Программа по строительству паркингов на 500 тыс. машино–мест была приостановлена отчасти и в связи с тем, что владельцы гаражей требовали компенсационных выплат, но у администрации нет возможности выделять такие средства из бюджета.
На протяжении 4 месяцев несколько комитетов проводили ревизию земельных участков, пригодных для строительства паркингов. Пока результат таков, что потенциально список может сократиться на 25 – 40 участков (всего под размещение 500 тыс. машино–мест предполагалось выделить 462 земельных участка. — Ред.).
Наша цель сегодня — в имуществе земельного блока найти ресурс для размещения хотя бы 50 тыс. машино–мест. Планируем сделать это до конца 2011 года".
Олег Нилов, депутат Законодательного собрания СПб:
"Нельзя отдавать реализацию проектов парковок в руки частных инвесторов.
Сегодня строительство паркинга требует немалых капиталовложений, таких денег у инвесторов нет. И, если город не может единовременно выделить средства из бюджета на программу строительства паркингов, значит, нужно привлекать кредиты.
Если взять за минимальную стоимость одного машино–места в паркинге, к примеру, 200 тыс. рублей, то, получается, городу потребуется около 100 млрд рублей. Меня спрашивают, откуда эти деньги взять. В качестве ответа привожу пример: недавно лидер одной маленькой российской республики попросил у государства 500 млрд рублей для осуществления своих программных проектов: социальных, жилых и т. д. Не в долг, не в кредит, а просто так. Почему же мы не можем?
В случае госфинансирования подобных программ возвращать деньги можно с помощью "парковочной" ипотеки или размещая парковочные конструкции на крышах универсамов, которые к тому же смогут таким образом увеличить число покупателей. Конечно, потребуется реконструкция, что всегда проблемно, но это сотни тысяч машино–мест".
Александр Шабасов, директор по капитальному строительству и развитию ЗАО "Холдинговая компания "Форум":
"У нашей компании есть опыт реализации проектов многоярусных механизированных паркингов, и я могу сказать, что основная проблема — в частной собственности.
Все те, кто владеет объектами коммерческой недвижимости, должны сами созреть для реализации подобных проектов.
Мы, например, разместили паркинги–полуавтоматы, причем в рамках существующего высотного регламента. Наша законодательная база позволяет реализовывать эти проекты.
Для того чтобы люди понимали, что это улучшит им жизнь, необходимо проводить идеологическую работу с населением. Многие казалось бы цивилизованные люди думают: "Как же можно поставить машину на третий этаж, она ведь упадет! А вдруг ее там поцарапают?!" Поэтому и не решаются устанавливать многоуровневые механизированные паркинги.
Никаких программ городу самостоятельно реализовывать не надо. Бизнес сам разберется, где и какие паркинги ему строить, пусть власти просто решат, где можно осуществить проекты территориально. Главное — чтобы эти решения не менялись каждые полгода".
Организаторы мероприятия - газета "Деловой Петербург" и агентство бизнес-коммуникаций DP Media.