О значении привязанности для ребенка, о том, как она влияет на всю его жизнь, "ДП" рассказали клинический психолог Татьяна Морозова и детский невролог Святослав Довбня.
Клинический психолог Татьяна Морозова и детский невролог Святослав Довбня
работают вместе более 15 лет, что дает им возможность видеть потребности семей с
маленькими детьми как с медицинской, так и с психологической точки зрения. В
качестве консультантов и тренеров принимают участие в различных международных
проектах, направленных на создание служб помощи семьям в России и странах
ближнего зарубежья. Являются разработчиками образовательных программ по раннему
вмешательству и вопросам психического здоровья младенцев. Члены Всемирной
Ассоциации Психического Здоровья Младенцев (WAIMH), Международного Общества
Раннего Вмешательства (ISEI), Европейского Общества Детской и Подростковой
Психиатрии (ESCAP).
"ДП": В 60-е годы во всем мире считалось, что ребенку от
мамы нужен хороший уход и забота о его здоровье. Теперь мы знаем, что для
младенца крайне важны добрые близкие отношения со значимым взрослым. Почему?
Татьяна Морозова: Ранние отношения между матерью и младенцем
– это главная основа для развития ребенка. Многие трудности в поведении и
социальной адаптации у детей связаны с нарушениями отношений в раннем детстве
между ребенком и матерью и другими близкими взрослыми. Согласно теории
привязанности, сформулированной в 60-70-е годы английским психиатром и
психоаналитиком Джоном Боулби, основой формирования ранних отношений является
далеко не только удовлетворение потребности в пище, но и ощущение безопасности,
теплоты и комфорта.
Мама ничего не делает специального, чтобы привязанность сформировалась. Когда
у ребенка появляется какая-то потребность, он подает сигнал - плачет, кричит,
смотрит в сторону взрослого - взрослый, который находится где-то недалеко,
слышит сигнал и удовлетворяет эту потребность. И вот такие простые вещи
формируют будущее "Я" человека как человека, желания которого можно уважать.
Святослав Довбня: Эти отношения закладывают фундамент для
всего последующего физического и психического развития ребенка. Человеческий
мозг в основном формируется в первые годы жизни - между нервными клетками
создаются миллиарды связей, потом этот процесс резко замедляется, а
неиспользуемые нейронные связи отмирают. Исследования показывают, что количество
и структура нейронных связей, а также активность различных отделов мозга зависят
от опыта отношений с близким человеком.
"ДП": Если в этом возрасте ребенком пренебрегают?
Святослав Довбня: Если ко мне не всегда подходили, когда я
плакал, мне приходилось долго лежать мокрым, громко кричать, улыбаться в
пустоту, то я и в детском саду буду кричать, чтобы чего-то добиться,
протестовать, ломать, бить, кусать.
Например, двухлетний ребенок, сидя за столом уронил на пол чашку с мороженым.
Я могу сказать: "Ничего страшного, давай приберем, в следующий раз будь
аккуратнее" или унизить его, обозвав "растяпой", проявить эмоциональное насилие:
"Я тебе больше никогда не буду покупать мороженое", а могу дать подзатыльник. И
вот такие вещи, повторяясь многократно в жизни ребенка, делают его другим
человеком.
Негативный опыт ранних взаимоотношений может сформировать психопатологические
реакции в будущем. Если я не считаю, что люди вокруг хорошие, что они ценят мои
желания, то я могу пожертвовать желаниями людей в угоду своим желаниям, ударить,
украсть.
Есть случаи, когда люди из финансово обеспеченных семей, у которых были все
возможности учиться, оказались не удел, попавшими в криминальные отношения и
зависимости. Возможно, причиной этого стали трудности, возникшие в ранних
отношениях с близкими.
"ДП": Сейчас часто пользуются услугами нянь…
Татьяна Морозова: Приоритет воспитания ребенка на первом
году жизни за мамой и папой. Те женщины, которые быстро выходят на работу,
недооценивают роли ранних взаимоотношений. Было бы очень хорошо, если хотя бы
первые несколько месяцев жизни ребенок провел с мамой. Если маме жизненно
необходимо выйти на работу, то стоит делать это постепенно, начиная с неполной
недели. Папа или другие близкие могут во время отсутствия мамы заботиться о
ребенке. Однако, бывают ситуации когда у мамы просто нет таких близких людей, и
тогда приходится пользоваться услугами няни. Очень важно, чтобы мама могла
доверять человеку, который заботится о ребенке, а няня была доброй и отзывчивой
женщиной. Не так важно, что у нее за образование, важна способность понимать
потребности малыша и реагировать на них.
"ДП": Если есть возможность, то лучше не отдавать ребенка в
детский сад до 2-3 лет?
Татьяна Морозова: Детям первого и второго жизни взрослые
важнее, чем сверстники. Малыши проявляют интерес к сверстникам, однако, чтобы
учиться играть и дружить, требуется время. Некоторые дети уже после полутора лет
являются довольно зрелыми в эмоциональном плане и способны выдерживать разлуку с
родителями, оставаясь в течение дня в детском саду или яслях. Однако,
большинство детей к этому до 2-3 летнего возраста не готовы. В результате
стресса, возникающего из-за разлуки с родителями, снижается иммунитет, и малыши
становятся более подверженными всяким заболеваниям.
Вопрос о детском садике – вопрос очень важный. Лучше всего, если у мамы и
малыша есть возможность подготовиться к этому важному событию, например, в
течение нескольких месяцев посещать группы раннего развития (ранней
социализации), где дети общаются и занимаются в присутствии мам. Такие группы
сейчас популярны во многих городах.
Святослав Довбня: Первые два года жизни - это время, когда
идет закладка органических и нейрохимических основ контроля импульсивности,
развивается способность к рациональному мышлению, способность испытывать или не
испытывать сочувствие и сопереживание к окружающим людям.
Исследования показывают, что психологическая травма или стресс, связанный с
межличностными отношениями, воздействуют в первую очередь на те отделы головного
мозга, которые отвечают за социальную адаптацию, управление настроением,
эмоциями, способностью быть ответственным. Это те черты, которые определяют
личность человека.
"ДП": В нашей стране женщины мало информированы по поводу привязанности. А в западных странах?
"ДП": В нашей стране женщины мало информированы по поводу привязанности. А в западных странах?
Татьяна Морозова: Во всех цивилизованных странах ребенку до
года массаж делает только мама, которую этому обучают, поскольку это может
нарушить взаимодействие мамы и младенца. Особенно если у мамы послеродовая
депрессия, когда женщина чувствует себя неудачницей. По статистике таковыми
являются примерно одна из десяти женщин. Доказано, что дети у таких мам чуть
хуже развиваются, чаще болеют, и у таких детей чаще возникают поведенческие
проблемы. Эта проблема настолько важна, что например, в Великобритании
патронажные сестры, посещая новорожденных, смотрят не только ребенка, но и маму
на предмет послеродовой депрессии.
Часто минимальное неблагополучие ребенка может возникать как симптом
трудностей ранних отношений, но об этом педиатры у нас мало знают. Мамина
тревога по тем или иным поводам – неуверенность в собственных силах, давление
медсестры, педиатра, свекрови - и ребенок, не чувствуя себя в безопасности,
может выдавать различные симптомы неблагополучия – хуже спать, кушать, больше
беспокоиться и т.д. Поэтому, маму нельзя пугать, а наоборот, надо
поддерживать.
Существуют профессиональные заблуждения, которые предполагают, что мама с
ранних дней должна быть учителем ребенку, чтобы он лучше развивался.
Святослав Довбня: Исследования же показывают, что,
например, недоношенные дети, которых мамы просто гладят, разговаривают с
ними, улыбаются, быстрей набирают в весе, у них укорачивается период
восстановления и лучше организация структуры белого вещества, которая
отвечает за связи внешних полушарий и скорость передачи информации.
Татьяна Морозова: Так что если с привязанностью все хорошо,
то потом ребенок может успешно учиться, изучать иностранные язык и т.д., если
плохо, то результатом могут стать трудности с концентрацией внимания, в общении
со сверстниками, импульсивность, проявления агрессии или страхи… и обучение
пойдет сложно.
"ДП": Какие еще мифы существуют в области воспитания
детей?
Татьяна Морозова: Например, заблуждение, что с ребенком
нельзя сюсюкать, якобы это замедляет его развитие. Во всех языках мира у
нормального человека при общении с маленьким ребенком меняется тембр, частота
голоса. Это помогает установить контакт с ребенком. Понятно, что не надо
сюсюкать с подростком.
"ДП": Что еще важно знать родителям?
Татьяна Морозова: Большой проблемой в нашей стране являются
физические наказания детей. Во многих семьях считается, что в "разумной мере"
они является хорошим способом воспитания ребенка. Понятно, что и в западных
странах встречаются телесные наказания, но это не считается приемлемой мерой
воспитания, это уголовно наказуемо.
Шлепок по попе перебьет ощущения и остановит ребенка, который лезет в
розетку, но никогда ничему не научит. Он не поможет ребенку освоить
причинно-следственные связи, а научит, скорее всего, что если я чем-то недоволен
- можно ударить.
Святослав Довбня: Вполне нормальным считается запугивать
детей милиционером, Бабой-Ягой…. Да, это может остановить, но научит только
тому, что родители могут врать.
Татьяна Морозова: В психологии и педагогике произошла смена
парадигмы. Раньше считалось, что самым действенным методом воспитания является
наказание и лишение, сейчас принято считать самым действенным методом -
поощрение. И это отразилось на том, как мы понимаем потребности наших детей.
Задача первого года дать почувствовать ребенку себя важным, достойным заботы,
доверяющим своим родителям, чтобы потом доверять миру вообще. Когда для того,
чтобы доказать собственную ценность не надо вступать в конфликтные отношения, не
надо унижаться перед другими. Эта здоровая уверенность в себе пойдет с человеком
дальше по жизни, что отразится на его умении устанавливать взаимоотношения с
другими, и в конечном итоге на его успешности, самореализации.