Кино -- комплекс Алексея Фурсова

Известный петербургский бизнесмен Алексей Фурсов в баре познакомился с актрисой Еленой Кориковой. Это не начало светской хроники, а эпизод из первого фильма Алексея, главы холдинга «Евразия» (на фото с Еленой Кориковой).

Конечно, в фильме они изображали не самих себя. «Я там играю молодого человека, который в баре заговаривает с главной героиней», -- рассказывает 36-летний Алексей Фурсов, и в жизни выглядящий очень молодо. Елена Корикова, известная по телесериалу «Бедная Настя», в фильме воплощается в аспирантку СПбГУ (кстати, университетские сцены снимали в Политехе). На съемочной площадке они встретились потому, что Алексей Фурсов -- основной инвестор фильма «Комплекс полноценности», где кроме Кориковой снялись Андрей Ильин, Ирина Апексимова, Елизавета Боярская и Александр
Лазарев-младший.
Елена Корикова, кстати, в фильме снялась в трех эротических сценах, и каждый раз -- с новым актером. Но, как заверил Алексей Фурсов, он в них не участвовал.
Конфликт в картине закручивается вокруг квартиры, которую сдают одновременно двум людям -- красивой, уверенной в себе Жанне (ее-то и играет Корикова) и преподавателю СПбГУ Андрею, «неудачнику с горой комплексов» (Андрей Ильин). Ни один из героев отказываться от квартиры не хочет -- так начинаются их отношения, которые потом, конечно, перерастут в романтические. Сначала планировалось, что в финале фильма Жанна уедет домой в провинцию, однако потом картину решили закончить хеппи-эндом. Хотя финал тем не менее обещают «неожиданный».
От суши к кино
Снимать кино Алексей Фурсов мечтал давно. Однако свою киностудию и продюсерский центр Frame Fabrique он создал только в конце 2009 года. Задолго до этого он стал известен как владелец одной из крупнейших в России сети суши-баров «Евразия» и фитнес-клубов Fitness House. Хотя бизнесов у него было и остается намного больше (недавно он открыл, например, оранжерею с бабочками), Frame Fabrique, конечно, самый творческий из них.
Первым проектом студии стал двухсерийный телевизионный фильм «Комплекс полноценности». «К этому бизнесу Алексей подошел так же, как и к другим, -- начал с полностью коммерческого проекта, который должен быстро окупиться», -- говорит один из работающих с ним менеджеров. По словам Алексея Фурсова, стоимость фильма составит $1 млн, это его личные средства. Алексей является основным владельцем Frame Fabrique, его партнер в этом бизнесе -- Сергей Черных, режиссер «Комплекса полноценности». В оборудование студии они вложили около $4 млн.
За сколько планируется продать первый фильм телевидению, Алексей Фурсов не говорит. Полностью комедийная мелодрама -- так создатели определяют жанр фильма -- будет готова в мае, и пока заключена только предварительная договоренность с одним из центральных каналов. Судя по объявлению в Интернете, опубликованному в 2009 году от имени Frame Fаbrique, рентабельность бизнеса компании должна составить от 20 до 40%.
Генеральный продюсер компании «ВайТ Медиа» Тимур Вайнштейн отмечает, что производство телевизионных художественных фильмов без договоров с телеканалами -- очень рискованное мероприятие. При этом телефильмы, состоящие из двух и четырех серий, являются сейчас, по его словам, востребованным жанром у крупнейших федеральных каналов. Эксперты в этой отрасли, попросившие не называть их, также рассказали «ДП», что на двухсерийный телефильм сегодня можно потратить намного меньше, чем $1 млн.
Съемки «Комплекса полноценности» проходили в Петербурге. Но петербургские декорации не станут отличительной чертой всех фильмов Frame Fabrique. Какие-то из следующих фильмов -- в работе находятся четыре проекта -- будут сниматься не только в Северной столице, но и в Москве.
Путь самца
В мае Frame Fаbrique собирается приступить к работе над продолжением «Пути самца», фильма про шоумена Романа Трахтенберга, прославившегося в легендарном «Хали-Гали». Что станет фишкой Frame Fаbrique, Алексей Фурсов затрудняется ответить: «Мы просто хотим снимать хорошие красивые фильмы». Сериалы и реклама компании сейчас неинтересны. «Это дешево и легко», -- поясняет Алексей.
Бизнесмен принимает активное участие в работе над фильмом. Он, например, утверждал актеров, корректировал сценарий. «Я предлагал изменить моменты, которые, на мой взгляд, не соответствовали жизненной правде», -- рассказывает Алексей Фурсов. Сейчас фильм смонтирован, идет озвучка. «Я пока не хочу его смотреть. По­смотрю, когда фильм будет полностью готов», -- говорит Алексей. Он не исключает, что какие-то изменения будут внесены и на финальной стадии: «Если что-то не понравится, переделаем».
Актерство бизнесменов
Исполнительница главной роли Елена Корикова рассказала «ДП», что с Фурсовым на съемочной площадке ей работалось легко: «Мы быстро нашли общий язык, и, как мне кажется, у нас все прекрасно получилось. В этом случае речь ведь не идет о каких-то особенных актерских качествах. Важно чувствовать своего персонажа, и Алексей с этим справился».
Еще одна известная в Петербурге личность -- актриса Елизавета Боярская -- снялась в фильме в роли «незнакомки».
Для участия в одном из следующих фильмов Frame Fаbrique планирует пригласить одного-двух актеров с мировым именем. Возможно, Алексей Фурсов тоже снимется. Он говорит, что актерство теперь -- его хобби и он не прочь играть и дальше. Однако актерская карьера бизнесмена напрямую будет зависеть от успеха первого фильма.
Я в продюсеры пойду
Сделать фильм коммерчески успешным предстоит самому Алексею, так как он является его генеральным продюсером. Алексей Фурсов, кстати, не первый петербургский бизнесмен, занявшийся кинопроизводством.
В послужном списке генерального директора компании «Пролайн» продюсера Андрея Сигле около 15 фильмов, в том числе работы Александра Сокурова, Константина Лопушанского, Сергея Овчарова. Андрей Сигле считает, что кинобизнес в части организации ничем не отличается от любого другого. Киностудию он воспринимает как обычный завод. «Конечно, деловые качества успешного бизнесмена могут помочь и в продюсировании кино», -- считает Андрей. Хотя сам он к кино относится не как к бизнесу: «Тогда бы я больше учитывал вкусы публики и занимался совсем другими проектами». Андрею Сигле интересно авторское кино. Интересно, что ко всем фильмам, которые Андрей Сигле продюсировал, музыку он писал сам.
В нулевые годы кино занялись многие известные бизнесмены. Например, Владимир Потанин контролирует кинокомпанию «Централ Партнершип», которая сняла фильмы «Бой с тенью -- 2», «Волкодав», «Я остаюсь» и др. Сопродюсером исторического фильма о Смутном времени в России «1612» выступил Виктор Вексельберг.
В конце марта в прокат выходит фильм «Ключ саламандры» с экс-чемпионом мира по боям без правил Федором Емельяненко, который продюсировали, в частности, петербургские бизнесмены Сергей Матвиенко и Вадим Финкельштейн. Бюджет фильма -- $10 млн, но, наверное, с рекламой выйдет больше, говорит Вадим Финкельштейн. В Петербурге уже началась массированная реклама этого фильма -- на щитах изображено перечеркнутое животное с надписью «Саламандры опасны».
Вадим Финкельштейн считает, что бизнесмены начинают заниматься кино, просто потому что это интересно. По крайней мере в его случае было так. Он, вероятно, продолжит продюсировать фильмы, если «Ключ саламандры» будет успешным и даст заработать. «Если фильм не понравится, если его раскритикуют, наверное, за новые приниматься не будем», -- рассказывает Вадим Финкельштейн. По его словам, есть много других сфер, где можно эффективно вести бизнес, а риски при этом не такие высокие, как в кино: «Мне нравится наш фильм, но пока я даже не могу с уверенностью сказать, что вложения окупятся».