В 2009 году группа OMG вступила в открытое противостояние с банком "Санкт-Петербург". Глава группы Виталий Архангельский подводит промежуточные итоги.
"ДП": В каком состоянии сейчас находятся судебные тяжбы?
Виталий Архангельский: Если вкратце, то на сегодняшний день
нам удалось вернуть контроль над ООО "Западный терминал". Денис Винарский
восстановлен как его генеральный директор, и его предыдущее увольнение признано
незаконным. Правда, приставы Кировского района пока не исполняют это
решение.
То же по страховому обществу "Скандинавия". Выигран суд в первой инстанции,
но компания в глубоком кризисе, и как ее восстанавливать, пока непонятно. Но
шансы есть всегда, и я не теряю надежды. По другим вопросам борьба
продолжается.
"ДП": С чем вы столкнулись после возврата контроля над
активами? О каких потерях вашей группы уже можно говорить?
Виталий Архангельский: Ушли с молотка суда Выборгской
судоходной компании. Контракты на судостроение (30 судов на 630 млн евро) и
поставку двигателей, которые были предоплачены, сорваны.
Кроме того, за время управления представителями банка ООО "Западный терминал"
эта стивидорная компания лишилась разрешения на работу пункта таможенного
контроля через госграницу. Для портовой компании наличие такого пункта - большое
конкурентное преимущество, которое теперь утеряно.
На расположенном по соседству терминале "Онега" полная разруха. Все до
единого контракты растеряны. За зиму там прорвало трубы, сейчас не работает
почти ничего из того, что мы строили. Общая сумма платежей по незаконченным
сделкам, связанным с приобретением стивидорно-производственных объектов группой
OMG, составила более 1 млрд рублей.
"ДП": Как обстоят дела с вашими финансовыми активами?
Виталий Архангельский: Страховой блок OMG прекратил работу.
С приходом банка отозваны его лицензия и рейтинг. Сейчас потеряны международные
клиенты, а ведь бизнес компании заключался в основном в страховании иностранцев.
Из активов СО "Скандинавия" банк продал на торгах два участка на берегу Финского
залива общей площадью 3 га в центре Сестрорецка. Их залоговая стоимость - около
1 млрд рублей.
Большие проблемы испытала и наша лизинговая компания "Скандинавия". Ее офис
не раз обыскивали правоохранительные органы и изымали документы. Это привело к
тому, что в течение полугода компания практически стояла. Сейчас, проводя
ревизию, мы обнаружили странные вещи. К примеру, по некоторым нашим клиентам
произошло урегулирование их долгов перед нами, а как и, главное, куда при этом
делись деньги, мы не понимаем. Сейчас в суде мы пытаемся оспорить несколько
таких урегулирований.
"ДП": Вы не раз публично заявляли о нарушениях, которые ваши
оппоненты допускали в спорах с вами. Вы можете подтвердить свои обвинения
документально?
Виталий Архангельский: Почти на каждом судебном заседании мы
пытаемся добиться от судей направления на экспертизу документов, которыми
оперируют представители банка. На многих документах, как мы подозреваем,
поддельные подписи. В итоге у нас на руках есть официальное заключение, что на
одном из допсоглашений к договору моего личного поручительства по кредиту в
"Санкт-Петербурге" подпись, вероятнее всего, поддельная. Судья это заключение не
стал приобщать к делу. Хотя, на наш взгляд, этого документа достаточно, чтобы
привлечь виновных в подделке к уголовной ответственности. Мы уже много раз
подавали заявления и в прокуратуру, и в милицию с просьбой проверить их
деятельность на предмет нарушения УК РФ, но пока получаем только отказы.
У нас есть официальные ответы из Посольства РФ на Кипре, свидетельствующие,
на наш взгляд, о фальсификации протокола собрания участников ООО "Осло Марин
Групп портс". А это уже, надо понимать, предмет уголовного преследования в
Евросоюзе, которое сейчас, кстати, тоже идет. При этом данные документы были
представлены в суд конкретными людьми, которые подписались под своей
ответственностью за дачу ложных показаний и фальсификацию доказательств.
Основываясь на этих документах, банк всего за 9,9 тыс. рублей получил 99%
долей ООО "Западный терминал", только в уставном капитале которого был 1 млрд
рублей.
"ДП": А из-за чего вообще начался конфликт? Были ли
возможности пойти другим путем?
Виталий Архангельский: В случае с Выборгской судоходной
компанией общая экономическая ситуация в мировой экономике осложнилась коротким
сроком кредитования в банке "Санкт-Петербург" - 1 год. Этот банк в 2008 года был
одним из немногих российских банков, кто начал кредитовать морской бизнес. Всего
у нас долгов перед ним изначально было примерно на 3 млрд рублей. Планировалось,
что по итогам финансового года будет принято решение о рефинансировании
задолженности с учетом общемировой практики финансирования развития судоходства,
этого, к сожалению, не произошло. Вместо поиска разумных решений банк сразу
выбрал политику изъятия заложенного имущества, что повлекло за собой полную
остановку деятельности ООО "Западный терминал", ООО "Онега" и ООО "Выборгская
судоходная компания" более чем на 11 месяцев.
В противоположность банку "Санкт-Петербург" наш другой кредитор, банк
"Возрождение", выбрал конструктивный подход по реструктуризации задолженности по
порту Выборгский. Хотя размер нашего долга перед "Возрождением" даже больше - 4
млрд рублей. Это позволило сохранить порт и выработать пути повышения
эффективности его работы, что и обеспечит возврат кредита в полном объеме.
"ДП": Если вам удастся вернуть долги и продолжить развитие
морского бизнеса, ситуация будет уже не та, в которой вы начинали. Какими вы
сейчас видите цели и задачи ваших портовых проектов?
Виталий Архангельский: Большие ожидания связаны с
разрабатываемой сейчас Министерством транспорта федеральной программой "Развитие
малого и среднего предпринимательства в сфере транспорта".
OMG - не горизонтально интегрированная корпорация в отличие от основных
игроков в портовой сфере, имеющих прямой доступ к нефти и нефтепродуктам, углю,
сере, металлам, обеспечивающих более 90% экспорта. Эти компании сейчас
определяют динамику развития рынка стивидорных услуг, их терминалы расположены в
районах с благоприятной мореходной обстановкой и хорошим, перспективным для
развития транспортным сообщением, обеспечены специализированным флотом и ж.д.
парком.
Стратегия и идеология развития портово-судоходного подразделения группы OMG
связана с развитием малого предпринимательства в портовой сфере. Более 2/3
российских портов может быть отнесено к категории малых с грузооборотом до 2 млн
т. Возможность наращивания пропускной способности у них ограничена малыми
глубинами, протяженными подходными каналами, сложной ледовой обстановкой,
удаленностью от основных направлений мировых морских перевозок, географическим
положением и расположением в городской черте. Подобные объекты неинтересны для
крупнейших сырьевых экспортных компаний.
Дальнейшее развитие малого предпринимательства в России подразумевает и
повышение роли малых портов, готовых оказывать качественные услуги по перевалке
каждому клиенту вне зависимости от объемов и технологических требований. Не
секрет, что крупным сырьевым экспортерам неинтересен грузовладелец с малой
партией разнородного груза. В большинстве малых портов сохранен профессиональный
состав портовых рабочих и имеется необходимая перегрузочная техника.
"ДП": А почему вы считаете, что государство должно помогать?
И чем именно?
Виталий Архангельский: Малые порты в основном являются и
градообразующими предприятиями, оказывающими серьезное влияние на экономику и
стабильность муниципального образования и региона в целом. Но их
производственная база физически и морально изношена. Они требуют значительных
вложений, разработки стимулирующей системы налоговых и таможенных льгот,
выработки кредитной политики, соответствующей возможностям малых предприятий,
включая реальные сроки возврата кредитных средств.
"ДП": Где вы сейчас находитесь и почему не возвращаетесь в
Петербург?
Виталий Архангельский: Учитывая существующее давление со
стороны милиции и сотрудников банка на меня и мою семью, я вынужден находиться
за рубежом и управлять бизнесом дистанционно. В случае прекращения давления я
планирую вернуться на родину и продолжить развитие проектов.
Комментарий банка "Санкт-Петербург":
В действиях по отношению к группе OMG банк "Санкт-Петербург" руководствуется
нормами исполнительного производства. Банк претендует только на то, что г-ну
Архангельскому, как поручителю по кредитам, и компаниям его группы, как
заемщикам, придется выплатить по исполнительным листам. Сейчас эта сумма
превышает 1,5 млрд рублей. Суд подтвердил правомерность требований банка на
взыскание задолженности по кредитам, не погашенным группой OMG и лично г-ном
Архангельским. В соответствии с процедурой, установленной законом, банк
планирует реализовать полученные судебные решения в полном
объеме.