Трудоустройство — процесс непростой, который сопряжен для большинства соискателей с волнением и даже стрессом. Своеобразной кульминацией процесса трудоустройства является собеседование, в ходе которого между представителем компании и соискателем может возникнуть как плодотворная беседа, так и непонимание, а подчас и раздражение.
Исследовательский центр рекрутингового портала SuperJob провел опрос на тему: что
вызывает у россиян наибольшее раздражение в ходе собеседования.
У значительной части соискателей раздражение вызывают не
манера поведения или фразы кадрового работника, а последствия интервью. Так, 44%
респондентов признались, что их больше всего нервирует отсутствие обратной
связи, когда рекрутеры, завершая беседу, ограничиваются дежурным обещанием
перезвонить и не выполняют его. Особенно коробит такая ситуация представителей
сильного пола: этот вариант ответа выбрал каждый второй мужчина.
На втором месте (42%) — чересчур подробные анкеты,
которые требуют заполнить менеджеры по персоналу. Возмущение и подозрение
соискателей вызывают требования указать паспортные данные, точный адрес места
проживания, номера телефонов, а также "способы проведения свободного времени,
личные убеждения".
При этом женщин развернутые анкеты раздражают больше, чем
мужчин. Кроме того, нетерпимость к подробным анкетам чаще проявляют россияне с
доходом свыше 45 тыс. рублей в месяц (48%).
37% респондентов сообщают, что их нервирует некорректное, по
их мнению, поведение рекрутеров. При этом дамы чаще обвиняют менеджеров по
персоналу в "надменности и пафосе", мужчины — в "равнодушии и
невнимательности".
Интересно, что чем старше опрошенные и выше их доход, тем
реже они жалуются на то, что представители компаний проявляют к ним предвзятость
и равнодушие. "Очевидно, люди, успевшие получить жизненный опыт, отличаются
большей толерантностью и менее склонны к критике по отношению к работникам
кадровых подразделений", — делают вывод исследователи.
Немотивированный отказ в приеме на работу назвали наиболее
раздражающим фактором 31% соискателей. Решение не в пользу соискателя, не
подкрепленное вразумительным объяснением, больше раздражает мужчин, чем женщин
(34% против 29%). Респонденты убеждены, что, "если есть причины для отказа, они
должны быть названы, поскольку это поможет в дальнейшем поиске работы".
29% россиян в качестве основного раздражителя указали
непрофессионализм и некомпетентность другой стороны. Особенно часто соискатели
(преимущественно люди в возрасте 40–50 лет, а также респонденты с ежемесячным
доходом от 45 тыс. рублей) ставят в вину рекрутерам их "молодость и отсутствие
жизненного опыта".
Необходимость прохождения нескольких этапов собеседования
возмущает 17% опрошенных: "Несколько этапов собеседования, растянутые даже не на
дни, а на недели, — это просто кошмар!" Стоит отметить, что женщины чаще
жалеют о времени, потерянном на продолжительные интервью, особенно если беседа
заканчивается отказом со стороны работодателя.
Длительное ожидание начала собеседования раздражает 16%
россиян. "Опоздание недопустимо ни для одной из сторон", — уверены они. У
такого же числа соискателей прилив негативных эмоций вызывают некорректные, по
их мнению, вопросы. Особенно чувствительными являются женщины, каждая пятая из
которых (20%) опасается делиться с потенциальным работодателем своими планами,
касающимися личной жизни (замужество, планирование детей и т. п.).
Психологические тесты нервируют 11% соискателей. Респонденты
признаются, что они чувствуют себя некомфортно, рисуя по просьбе рекрутера
несуществующее животное или сортируя цветные карточки: "Чувствуешь себя
неполноценным. Мы же не на прием к врачу идем…"
Другие раздражающие аспекты собеседований указали 2%
опрошенных. Некоторые из них полагают, что на ряд вопросов, входящих в интервью,
можно ответить и по телефону, другие уверены, что менеджеры по персоналу
невнимательно изучают их резюме, третьи подозревают кадровиков в сокрытии
негативной информации о компании, размере зарплаты или условиях работы.
Лишь 6% россиян заявили, что в ходе интервью с
потенциальными работодателями их ничего не раздражает. "Я спокойный и
уравновешенный, к тому же это я прихожу на собеседование, а не они ко мне";
"Раздражаться непродуктивно", — справедливо замечают они.
"Анализируя результаты исследования и комментарии
респондентов, можно сделать вывод о том, что, к сожалению, многие соискатели не
до конца понимают роль и обязанности менеджера по персоналу, степень его
нагрузки и методы отсева кандидатов, — отмечают в SuperJob. — Вследствие
чего даже стандартные вопросы и требования часто воспринимаются ими
негативно".