Недавний юбилей киностудия "Ленфильм" отмечала в условиях кризиса.
Генеральный директор Вячеслав Тельнов, впрочем, не собирается сдаваться,
и строит планы на годы вперед.
В.Т.: Согласно долгосрочному плану модернизации "Ленфильма"
через пять лет на Каменноостровском, 10 будет стоять фактически новая студия,
которая сможет обеспечивать все этапы кинопроизводства - начиная от первой
редактуры сценария и заканчивая печатью копий фильма. Тогда мы сможем смело
надеяться, что "Ленфильм" вернет себе то положение, которое он, к сожалению,
утратил за последние лет двадцать.
Также мы планировали вынести значительную часть производства
в Сосновую поляну, где нам принадлежит большая территория, а в здании
"Ленфильма" помимо съемочных павильонов, которые будут продолжать свою работу,
сделать кинотеатр, где можно будет устраивать ретроспективы или
специальные показы. Ведь именно здесь, на месте одного из павильонов,
прошел первый в России киносеанс.
"Выходной": В 1908 году здесь, в здании на Каменноостровском
проспекте инженер Владислав Карпинский основал одну из первых в городе
кинофабрик. А спустя еще десять лет Петроградским кинокомитетом Союза Северных
Коммун, впоследствии переименованным был создан первый игровой советский
кинофильм "Уплотнение".
Каково сейчас место студии на
кинематографической карте страны?
Читайте также:
Бизнесмены отстояли базу отдыха "Ленфильма"
В.Т.: Тут мы можем обойтись без ложной скромности:
"Ленфильм" - это знаменитый на весь мир знак качества. Фильмы, снятые в
этих стенах, изучали и изучают в ведущих киношколах мира. И наша задача сделать
так, чтобы те фильмы, которые мы снимаем сейчас, через пять-десять лет тоже
вошли в «золотой фонд» "Ленфильма". Алексей Юрьевич Герман не устает
подчеркивать, что ленинградская школа была и остается ведущей в стране. И ничего
странного тут нет, ведь у нас работает целое созвездие блестящих режиссеров,
таких как Герман, Сокуров, Бортко. Рогожкин, Балабанов. На подходе молодые
кинематографисты, снимающие свои дебюты. Мы им доверяем и будем доверять.
"Выходной": За время существования "Ленфильма" на студии было снято
около полутора тысяч лент. И каких! Назовем только некоторые: "Чапаев",
"Гамлет", "Октябрь", "Шинель", "Старик Хоттабыч", "Интервенция", "Свадьба в
Малиновке". Почему же фильмы, произведенные сейчас, уступают классике в
качестве, да и в популярности?
В.Т.: На данный момент в России снимается около 180
кинокартин в год. Естественно, только каждая десятая лента становится
действительно важным, интересным событием. Но это совершенно нормальное
процентное соотношение, так было и в советские времена, так обстоят дела и за
рубежом. У нас хватает и авторских, и коммерческих фильмов, которые могут быть
интересны как широкому зрителю, так и заядлому синефилу. Настоящая проблема
заключается в том, что в лучшем случае половина снятых картин доходит до
зрителя.
В России около 1400 кинозалов. Это ничтожно мало. Чтобы наши
фильмы окупались, нужно как минимум 3000 залов. Только тогда можно будет
говорить об удачах или неудачах кинопроката. Вопрос в том, кто будет строить
новые кинотеатры. И мне кажется, что тут частным компаниям и государству просто
необходимо объединить усилия.
В советское время кино было государственным бизнесом,
приносило в казну реальный доход. Да, можно говорить, что рынок существенно
сократился с появлением коммерческого телевидения. Но я убежден, что у него еще
очень большой потенциал роста. Скажите, кому захочется проводить семейный
уик-энд у экранов телевизора? Какой школьник будет сбегать с уроков, чтобы
посмотреть ток-шоу для домохозяек?
Да, с развалом кинопроката мы потеряли зрителя. Теперь он
постепенно возвращается в кино, и в этом я вижу большую заслугу телекомпаний,
которые занялись кинопроизводством. Они могли использовать медийный ресурс для
рекламы своей продукции. Но у большинства отечественных картин нет больших
рекламных бюджетов. При этом, каким бы ни был рекламный бюджет, на количество
залов в стране он не влияет. А те, что есть, не всегда вырабатывают свои
мощности из-за достаточно высоких цен на билеты.
"Выходной": Если сравнивать кинематографический Петербург с Москвой,
сравнение будет, видимо не в пользу культурной столицы…
В.Т.: Почему же? Могу вас уверить, мы не бедные
родственники. Я считаю, что мы не уступаем Москве. Например, «Мосфильм» в
отличие от нас почти не снимает своих картин. А то, что Министерство культуры
географически располагается в Москве, вовсе не значит, что все деньги
распределяются только на столицу.
"Выхдной": Возрастает ли сейчас роль государства в кино?
"Выхдной": Возрастает ли сейчас роль государства в кино?
В.Т.:Если появится разумная система государственного заказа
и будет увеличение бюджетных ассигнований до 2010 года, то это станет той самой
поддержкой отечественного кинематографа, о которой говорил В. В. Путин. Я
абсолютно уверен, что отечественным студиям и ситуации кризиса станет намного
легче, когда роль государства в кинопроцессе будет значительной. Если госзаказ
будет поступать на студии государственного значения, то выиграют обе стороны:
государство получит ответственного исполнителя, а студия сможет продолжать
полноценную работу.
"Выходной": Как на студии отразился экономический
кризис?
Как я уже говорил, у нас есть план развития студии сроком на
пять лет. Но кризис, конечно, спутал нам карты. Для выполнения этого плана нужен
инвестор, а в разгар кризиса шансы на его появление, мягко говоря, сократились.
Но кризис – явление временное, а "Ленфильм" - величина постоянная. В том, что
ситуация стабилизуется, сомнений нет ни у кого – вопрос только, когда это
произойдет. Я не оставляю надежду на то, что в не самом отдаленном будущем
студия станет абсолютно рентабельным предприятием. Пока же речь идет о
выживании.
Да, нам удалось не остановить собственное производства – на
данный момент мы делаем шесть картин. Но рынок услуг, то, чем фактически жила
студия, сокращается, и никто не может этому помешать. Половина услуг, которые
оказывал "Ленфильм", приходилась на телепроекты, а телекомпании, в связи с
падением рекламного рынка, остановили свои запуски. В этой ситуации нам,
конечно, хочется рассчитывать на поддержку государства. Мы хорошо понимаем, что
в кризисный год не время говорить о прямых инвестициях, поэтому наша главная
надежда – на государственный заказ.
"Ленфильм" готовит сейчас пакет фильмов для детей и
юношества, и мы будем представлять его как национально значимый проект в области
кино. Если получим поддержку, то тогда студия сама себе будет оказывать услуги и
люди не останутся без работы.
"Выходной": Есть ли у кризиса положительные моменты?
В.Т.: Как известно, любой кризис открывает и новые
возможности. И я полагаю, что сейчас пришло время малобюджетных, и, хочется
надеяться, действительно качественных фильмов. Не вижу ничего плохого в том, что
с кинорынка ушли "шальные" деньги: теперь не будет иллюзии, что кино – это
беспроигрышная лотерея. Кроме того, уже резко упали гонорары нашим кинозвездам.
А то в последнее время складывалось впечатление, что договориться с голливудским
актером – он и запросит меньше, и сыграет уж точно не хуже.
Вообще, сейчас сложно строить конкретные планы, но мне
кажется, что уже через год в кинопрокате будет ощущаться нехватка отечественных
фильмов, и кинопроизводство опять начнет расти. Скорее всего, в 2010 году
выиграют все те, кто переживет кризис, те, кто сейчас достаточно гибко себя
проявит.
Еще в прошлом году мы потратили довольно большие суммы на ремонт помещений, на оснащение цехов и прочие нужды студии. Сейчас, к сожалению, основные задачи – это выплата зарплат, оплата налогов и коммунальных услуг.
Еще в прошлом году мы потратили довольно большие суммы на ремонт помещений, на оснащение цехов и прочие нужды студии. Сейчас, к сожалению, основные задачи – это выплата зарплат, оплата налогов и коммунальных услуг.
На два месяца мы вынуждены были перевести студию на
трехдневную рабочую неделю. Это пока единственная возможность не потерять ценные
кадры, работающие на студии. Одновременно с этим мы ищем способы, как позволить
студии работать в полном объеме, и собственное кинопроизводство видится мне пока
что единственным реальным выходом. Производство национально значимых фильмов,
которые финансируются из государственного бюджета. Один такой проект мы готовим,
параллельно ищем новые сценарии, производство не останавливается – в общем, руки
мы опускать не собираемся.
"Выходной": На какие фильмы "Ленфильм" сейчас делает ставку, и будут
ли продолжены супердорогие проекты типа "Хроники Арканарской резни" Алексея
Германа?
В.Т.: "Ленфильм" никогда не был студией, которая делала
ставку на блокбастеры. Мы, безусловно, будем продолжать работать с дебютантами.
Свои новые фильмы готовят на студии Александр Рогожкин и Виталий Мельников. И
это как раз будут не дешевые картины: с экспедициями, сложными декорациями и
массовками. Я надеюсь, что на "Ленфильме" запустится с новыми картинами Авдотья
Смирнова и Оксана Бычкова, хотелось бы также поучаствовать в производстве нового
фильма Александра Анатольевича Миндадзе. Мы готовим пакет фильмов для детей и
юношества. Но судьба всех наших проектов зависит от государственного
финансирования. Хотя есть у нас один коммерческий фильм, который в этом году
выйдет на экраны – это "Сезон дождей" Сергея Дебижева, с Алексеем Серебряковым,
Ренатой Литвиновой, Ксенией Раппопорт и другими звездами. Здесь мы рассчитываем
на широкий прокат и зрительский успех.
Фильмы, снятые "ленфильмовскими" режиссерами, позволили когда-то
говорить об особой "ленинградской киношколе", которую отличали психологизм,
характерная поэтика и своего рода отход от "государственной конъюнктуры".
Остается надеяться, что в тяжелых условиях "Ленфильм"сумеет сохранить свое имя.