В Петербурге завершается монтаж новой линии поперечной резки металла китайского производства — оборудование стоимостью 5,7 млн юаней (примерно 72 млн рублей) уже в августе заработает на площадке компании "УПТК–65". Это один из игроков петербургского рынка, который не просто продаёт металлопрокат, а поставляет его уже переработанным — штрипсы, листы, карточки.
Очередь за сталью
"Мы продаём не рулоны, а полуфабрикаты. Рулон пришёл — две–три операции, и у клиента готовая заготовка хоть под станок, хоть под стройку", — объясняет генеральный директор УПТК–65 Александр Малышев.
Основные поставки идут от российских металлургических гигантов — из Липецка, Череповца, Магнитки. География сбыта — от Калининграда до Сахалина, однако 80–90% объёмов остаются в Петербурге и Ленинградской области.
"Сегодня мы держим твёрдое первое место по холоднокатаному прокату в Петербурге — 24% рынка. По оцинковке, где более жёсткая конкуренция с “Северсталью” и АО “СПК”, доля 16%. Раньше было больше, но комбинаты переориентировались на внутренний рынок и начали давить ценой", — объясняет Малышев.
Участок поперечной резки — один из ключевых в производственной цепочке. Очередь на старую линию составляла более 2 недель. Именно для её разгрузки и купили китайскую машину. Она позволит прибавить 1 тыс. тонн переработки сразу. На пике мощности — до 3 тыс. тонн в месяц. Если пересчитать на деньги, это до 250 млн рублей операционной выручки.
Нержавеющий индикатор
Новое оборудование рассчитано не только на "массовый" холоднокат и оцинковку, но и на нержавеющую сталь, всё активнее вытесняющую классические стройматериалы.
“
"Я не устаю повторять: уровень развития страны определяется количеством нержавейки на душу населения. Мы — где–то в середине первой десятки. Нам расти и расти", — утверждает Малышев.
Для работы с этим сложным материалом требуются специальные кассеты, прокладочная бумага, плёнка. Всё это есть в новой китайской линии. Александр Малышев вспоминает, как за 15 лет поездок в КНР его команда, будучи членом Российского союза поставщиков металлопродукции, наблюдала, как оттуда "ржавыми вёдрами" приходила различная техника. Однако за последние 2–3 года у них возникло устойчивое мнение, что теперь китайское оборудование можно покупать.
Китайская линия — уже пятая в технологической цепочке УПТК–65. До неё ставились финская, испанская, итальянская и швейцарская. К последней отдельное внимание.
"Для тех, кому критически важны высокие точность и качество, то есть для компаний, которые занимаются, например, приборостроением или производством медицинского оборудования, мы держим швейцарскую линию. Китайское оборудование, которое мы приобретаем, — это продукция для массового рынка. Это массовый сегмент, когда нужно сделать много, дёшево, но при этом с нужным клиенту качеством", — объясняет генеральный директор предприятия.
По его словам, в этой отрасли также более низкие риски попасть в прямую зависимость от комплектующих. На предприятии есть своё техобслуживание, своя IT–команда, 3D–принтер. Если что–то сломалось — они просто печатают новую деталь, если она не является сложным техническим элементом. Иногда такие детали служат даже дольше своих оригиналов.
Новая конфигурация
Ситуация, в которой крупное петербургское предприятие закупает оборудование в Китае, — часть масштабного, пусть и не афишируемого сдвига в промышленной политике. Как подчёркивает глава холдинга SNDGlobal Ольга Квашенкина, речь идёт не о временной замене европейских поставщиков, а о переосмыслении всей логики снабжения.
"В 2024 году доля импорта из КНР выросла на 4–5% и составила около $115 млрд, включая машины и оборудование. Это неудивительно — доступность, гибкая ценовая политика и быстрая логистика делают китайские решения привлекательными", — объясняет эксперт.
Тем не менее, по её мнению, выдвигать тезис о "развороте на Восток" в лоб — ошибка. На деле это не разрыв с Европой, а переход к многовекторной модели. Индия, Турция, Иран, Южная Корея, параллельный импорт — всё это вместе формирует новую техноконфигурацию, в которой Китай играет, безусловно, главную, но не единственную роль.
Китай даёт скорость и цену. Но он же порождает и риски: уязвимость в сервисе, слабая гарантийная поддержка, зависимость от одного поставщика. Для высокоточной промышленности это может быть критично. Но для сегментов, где важнее объём и оперативность, это рабочее, рациональное решение.
"В современном контексте ценовая конкуренция сохраняет силу — разница в цене порой критична для рентабельности. Однако стратегия “быстрее и дешевле” стала доминирующей: предприятия предпочитают ускоренный ввод в эксплуатацию, даже если приходится мириться с промежуточными рисками. Устойчивость поставок, наличие запасных компонентов и надёжное сопровождение становятся важными регуляторными факторами при госзакупках и индустриальных стандартах", — подытоживает Квашенкина.