12:1120 апреля 200712:11
81просмотров
12:1120 апреля 2007
Режиссер Владимир Меньшов прямо на сцене отказался вручать "Кинонаграду MTV 2007" фильму "Сволочи". Он сказал: "Я не буду вручать эту премию фильму, который позорит мою страну. Пускай этот приз вручает Памела Андерсон". В редакции dp.ru происшествие вызвало дискуссию.
<b>Александра Антоненко, редактор</b> <b>dp.ru:</b>
(фильм не смотрела)
Мне понятен поступок Меньшова. Сюжет фильма выдуманный, но он работает против имиджа страны.
С каким отношением к ней выйдет из кинотеатра зритель? Те, кто в недостаточной мере знаком с историей и кто не в курсе, что сюжет – выдумка, будут считать увиденное в кино правдой. Мы ведь привыкли, что последнее время вскрываются новые и новые неприглядные подробности советской истории. Зрители поставят фильм в один ряд с этими подробностями.
По-моему, это нормально, когда выдуманный сюжет работает на то, чтобы люди чувствовали гордость за свою страну. Фильм с выдуманным сюжетом, внушающим отвращение к стране, заслуживает, чтобы конверт с его победительным именем бросили на пол.
<b>Виктор Найхин (Беккер), корреспондент dp.ru:</b>
(фильм смотрел)
Не считаю себя великим специалистом в кинематографе. Зато на любительском уровне достаточно неплохо знаю тему Второй мировой войны. Поэтому тоже хотел бы положить свои пять копеек в общую копилку.
Фильм "Сволочи" лично мне показался довольно скучным – в этом моя основная к нему претензия. Что же касается разговоров о том, что, дескать, "такого не было", "фильм непатриотичен", "он очерняет нашу историю"... Да, событий, описанных в фильме, насколько мне известно, в истории Великой Отечественной войны не было. Но тогда давайте вспомним, а были ли на самом деле события, показанные в фильме "Семнадцать мгновений весны"? А "Спасение рядового Райана"? Достоверный фильм? Нет, конечно. Но почему-то наличие художественного вымысла в этих фильмах ни у кого особого возмущения не вызывает. Да, кто-то может сказать, что, тем не менее, это фильмы патриотичные, в них нет негативного отношения к истории стран, где эти фильмы выпущены. Хорошо. Другие примеры. Американский фильм "Уловка-22". Он считается мировым шедевром, хотя в нем нравы в американской армии периода Второй мировой показаны с самой отвратительной стороны. А как Ивлин Во в своих романах издевается над британской армией... Честно говоря, я уверен, что, кроме англичан, известных своей любовью посмеяться над собой, всем остальным было бы очень обидно читать и смотреть такое о своей армии. Ничего. Шедевры, однако. Правда, фильмы, снятые по романам Ивлина Во, откровенно слабые, но идеология здесь уже ни причем.
Фильм "Сволочи" вовсе не претендует на историческую достоверность. Произведение на то и художественное, чтобы его автор мог иметь право на вымысел. На мой взгляд, целью режиссера Александра Атанесяна и сценариста Владимира Кунина было передать общую атмосферу, отразить основные принципы отношения сталинского государства к своим гражданам, в том числе и малолетним. И вот это авторам фильма, по-моему, удалось. Жаль только, повторюсь, скучновато вышло.
<b>Григорий Нехорошев, редактор</b> <b>dp.ru:</b>
(фильм не смотрел)
Скучно писать банальности, но уж если редактор настойчиво попросил, то приходится. Вся эта история меня наводит только на мысли о возрождении цензуры, которая всегда объясняла свое вмешательство в дела духовные возгласами о патриотизме. Под возгласы "это порочит Россию" изъяли из типографии "Путешествие из Петербурга в Москву" Александра Радищева, предали анафеме известного автора графа Льва Толстого, уничтожали тома блистательного труда "Былое и думы" Александра Герцена. После 1917 года еще более действенными способами боролись с "порочащими Советскую Россию" авторами. Поначалу закрыли лучшие газеты за статью Владимира Короленко "Опять цензура". В школьных учебниках автора "Слепого музыканта" определили в "дореволюционные писатели" и уничтожили в библиотеках оставшиеся номера газет с его статьей. Затем выгнали из страны поэта Владислава Ходасевича, публициста Николая Бердяева, прозаика Евгения Замятина. Сотни гениев уехали сами. Список известен из школьных учебников, в нем есть даже лауреат Нобелевской премии по литературе, которого ненавидели "за антипатриотическую" книгу "Окаянные дни". Чуть позже начали убивать. Список тоже можно посмотреть в школьном учебнике. Особенно изощренно убили гениального Осипа Мандельштама, именно за "отсутствие патриотизма".
Фильм "Мастер и Маргарита" недавно по телеку показывали. Одноименный роман 40 лет не печатали за то, что порочил действительность. Скучно дальше перечислять банальности. Тем, кто оценивает творчество с точки зрения "порочит или не порочит" Россию, в школе нужно было получше учится. Еще хорошо бы прочесть пару книжек хотя бы упомянутых авторов.
<b>Ирина Мелехова, корреспондент dp.ru:</b>
(фильм смотрела)
Скучающий бомонд Москвы ожидал от церемонии вручения "Кинонаград MTV-2007" скандалов. И получил их.
Фигурой номер один стал известный режиссер Владимир Меньшов, для которого вечер не сложился изначально: на красной дорожке к залу "Пушкинского" его жена Вера Алентова имела неосторожность оступиться... и упасть. Прямо лицом в ковролин, фотовспышки камер тут же зафиксировали неприятный для четы момент, а в душе Меньшова, судя по всему, остался горький осадок.
Осадок обрушился на всех зрителей в конце церемонии – брошенным на сцену разорванным конвертом с названием картины-победителя. "Сволочи" – фраза из уст режиссера прозвучала приговором и моментально разрушила праздничную атмосферу. Церемония падений удалась.
<b>Павел Родионов, редактор</b> <b>dp.ru:</b>
(фильм не смотрел)
Проходя мимо рекламных плакатов фильма, я морщился. Один раз даже сказал своему товарищу, шедшему рядом: "Я никогда не пойду на фильм с таким названием". По всей Москве было развешано: "Сволочи", "Сволочи", "Сволочи". Какая-то бабка на остановке сказала: "Какая с...ка такие фильмы снимает? Сволочи!" При нынешнем уровне рекламы даже фильм "Го...но" может стать хитом, а фильм "Бл...ди" завоюет "Нику".
Отечественное киноиндустрия набирает обороты и все больше становится похожей на крупный бизнес с крупными же ставками и проигрышами. Отсюда и скандалы, в которых всякая сторона получает что-то свое. Выигрышное. Ведь не было бы войн, если бы они не были прибыльными.