Клептомания выражает глубоко скрытые психологические проблемы. Справиться с этим помогают медикаменты и терапия.
В отличие от преступников, людьми, которые страдают от клептомании, движет не корысть или нужда. Причины этого психического расстройства кроются в глубинах сознания, где импульсы берут верх над рациональным мышлением.
По замкнутому кругу
Как объясняет преподаватель Московского института психологии Анна Лодзь, при клептомании основной мотивацией является попытка снять эмоциональное напряжение. Именно поэтому объектами кражи становятся бесполезные мелочи, которые пациенты впоследствии выбрасывают или возвращают. Например, пациентка ворует игрушки, не имея своих детей, прячет их и стыдится — это сильно контрастирует с вором, крадущим ради прибыли.
Психолого–психиатрический эксперт в Центре производства предварительных исследований и судебных экспертиз Антон Шестаков подтверждает, что предметы, которые крадёт клептоман, не нужны ему для личного использования или материальной выгоды.
"Такие люди испытывают нарастающее напряжение перед совершением кражи и чувство облегчения или удовольствия после неё. При этом отсутствует планирование или корыстный мотив, а сам человек часто осознаёт иррациональность своих действий и испытывает стыд", — говорит он.
"Это не преступление, а болезнь, где кража становится способом справиться с внутренним дискомфортом", — соглашается Анна Лодзь.
При этом мозг "запоминает", что воровство приносит временное облегчение, и требует повторения, в результате чего клептоману очень сложно остановиться. Человек начинает воровать чаще и больше. И всё меньше способен контролировать свои намерения и поведение.
По словам психиатра Lahta Clinic Елизаветы Гордеевой, в настоящее время клептоманию относят к расстройствам нарушения влечений, поскольку заболевание является патологическим влечением к кражам.
Дофаминовая недостаточность
Современная медицина так и не выработала единой позиции относительно того, почему у человека возникает клептомания. Есть несколько теорий происхождения этого патологического процесса. Опрошенные "ДП" эксперты считают, что причины в основном кроются в биологических и психологических факторах.
Прежде всего это нарушения в работе мозга. У людей с клептоманией часто наблюдается дисбаланс нейромедиаторов, таких как серотонин и дофамин, которые влияют на настроение и контроль импульсов.
По словам Елизаветы Гордеевой, серотониновая недостаточность приводит к неспособности регулировать настроение и эмоции.
"Также свою роль может играть дофаминовая система, — считает психиатр. — Эпизоды кражи приводят к выбросу дофамина, что приносит чувство удовольствия. Может быть задействована и опиоидная система головного мозга, которая регулирует побуждения. Нарушения её функционирования рассматриваются как один из возможных факторов развития клептомании".
На возникновение заболевания могут повлиять и психологические травмы. Спровоцировать расстройство могут стресс, пережитое насилие или эмоциональная депривация.
"Дети, выросшие в семьях с низкой поддержкой и высоким уровнем стресса, могут быть более предрасположены к этому расстройству", — считает детский врач–психиатр АО "Медицина" (Клиника академика Ройтберга) Владимир Скавыш.
По словам Анны Лодзь, у 40% пациентов в анамнезе существует история насилия или пренебрежения.
"Из практики можно выделить гиперопеку или холодность родителей, которые приводят к формированию “ложного Я”. Бунт через кражу является следствием запрета на желания. А семейные тайны (например, воровство родителей) ведут к идентификации с агрессором", — рассказывает она.
Эксперты отмечают, что клептомания часто сопровождается другими психическими расстройствами. По словам Елизаветы Гордеевой, это случается более чем в 50% случаев. В частности, нередко заболеванию сопутствуют тревожные расстройства и депрессия. Анна Лодзь поясняет, что в 60% случаев кража воспринимается как "обезболивающее" при депрессии.
Владимир Скавыш считает, что существует значительная связь между клептоманией и шизофренией, обсессивно–компульсивным расстройством (ОКР), а также импульсивным поведением, включая расстройства, связанные с контролем импульсов.
"Генетические факторы также играют роль, особенно при наличии семейной истории импульсивных расстройств или зависимостей", — добавляет Антон Шестаков.
Также есть некоторые сведения о более высоком риске развития клептомании, если близкий родственник страдает ОКР.
Вернуть контроль
Клептомания — достаточно редкое расстройство. По словам Анны Лодзь, оно встречается у 0,3–0,6% людей, причём женщины страдают втрое чаще. Однако людей, страдающих клептоманией, может быть значительно больше, поскольку, по словам Антона Шестакова, многие случаи остаются недиагностированными из–за стигматизации и страха юридических последствий.
Действительно, порой люди годами скрывают свою проблему, не понимая, что чем раньше обратятся за помощью, тем выше их шансы на восстановление. Хотя данное расстройство, как и другие нарушения влечений, достаточно сложно поддаётся лечению, при правильной терапии симптомы можно значительно уменьшить.
"Для медикаментозного лечения клептомании могут использоваться антидепрессанты группы СИОЗС и стабилизаторы настроения", — рассказывает Елизавета Гордеева.
Применяется также когнитивно–поведенческая психотерапия, которая фокусируется на изменении мышления и поведения, что помогает людям справиться с импульсами.
По словам Антона Шестакова, эффективность терапии составляет около 60–70%, однако риск рецидивов остаётся значительным — до 40% в течение 2 лет после лечения.
"Успех лечения варьируется, — подтверждает Владимир Скавыш. — Некоторые пациенты достигают значительного улучшения, в то время как у других могут возникать рецидивы, особенно в стрессовых ситуациях. Риски рецидивов могут быть особенно высоки, если пациент не получает постоянной поддержки или лечения".
Однако, по словам Антона Шестакова, долгосрочная поддерживающая терапия и регулярный мониторинг существенно улучшают прогноз.