00:0017 августа 200500:00
59просмотров
00:0017 августа 2005
Нажимаю на педаль - и машина мчится вдаль
СПб. Первенец
российского автомобилестроения не привлек внимания русского царя, а через
какие-то 20 лет по Петербургу колесили полторы тысячи авто.
Отцами
отечественного автомобилестроения были петербургские предприниматели и
изобретатели отставной лейтенант Военно-морского флота Евгений Александрович
Яковлев и горный инженер Петр Александрович Фрезе. Первому принадлежал
основанный в 1891 г. Завод керосиновых и газовых двигателей Е.А. Яковлева на
Большой Спасской ул., в доме 28. Сейчас там находится завод "Вулкан". Второй
являлся основателем акционерного общества экипажей "Фрезе и Ко" в доме 10, в
Эртелевом пер. (ныне Малая Морская ул.).
Лошадиные силы
Завод
Яковлева выпускал нефтяные и газовые двигатели, а впоследствии и двигатели
внутреннего сгорания. По тем временам завод был неплохо оснащен для выпуска
продукции: среди оборудования числились паровая машина мощностью 58 л.с.,
керосиновый двигатель на 20 л.с. и два газовых двигателя по 4 л.с. Объем
заводского выпуска первоначально составлял несколько десятков двигателей в год.
Общий объем продукции за 1894 г. в денежном выражении достиг 770 тыс. рублей и
продолжал расти.
Кароссери
На ранней стадии развития автомобильной
промышленности наряду с автомобильными заводами работали и кузовные. Это было
связано с тем, что автомобильные заводы изготавливали только шасси - раму с
установленным на ней двигателем и механизмами. Заказчик приобретал шасси и
передавал его на экипажную фабрику, где в соответствии с его предпочтениями
изготавливали кароссери - так на французский манер тогда называли
кузов.
Заграница нам поможет
Объединение усилий талантливых
инженеров-предпринимателей, несмотря на техническую отсталость страны, создало
благоприятные предпосылки для развития автомобилестроения. Этому способствовало
глубокое изучение зарубежных достижений в этой области. Например, в 1893 г.
Яковлев и Фрезе принимали участие во всемирной выставке в Чикаго, где
познакомились с устройством автомобиля немецкого конструктора К. Бенца. В этом
авто были заложены самые удачные и передовые решения того времени. Ознакомившись
с устройством автомобиля Бенца, Яковлев стал разрабатывать двигатель с одним
горизонтальным цилиндром мощностью около 2 л.с. и трансмиссию (двухступенчатая
коробка передач и дифференциал).
Первый русский
Вскоре после
поездки в Чикаго Яковлевым и Фрезе был создан автомобиль с двухместным кузовом,
который весил 300 кг и мог развивать скорость до 20 км/ч. По своему внешнему
виду и конструктивным особенностям он весьма напоминал автомобиль марки "бенц"
модели "вело". Его стоимость составляла 1500 рублей.
После детальной
технической проверки и тщательной внешней отделки этот автомобиль получил право
участвовать во Всероссийской промышленно-художественной выставке, открывшейся в
мае 1896 г. в Нижнем Новгороде. По отзывам в газетах, автомобиль успешно
экспонировался, вызывая любопытство у посетителей выставки, а для подтверждения
своих хороших эксплуатационных качеств совершал демонстрационные поездки по
территории выставки.
Царское внимание
В июле 1896 г. автомобиль
Яковлева и Фрезе был представлен приехавшей на выставку императорской чете. Эта
информация кратко промелькнула почти во всех петербургских газетах. Однако
какие-либо комментарии по этому поводу в прессе отсутствовали. Можно
предположить, что первые лица государства не придали большого значения первенцу
российского автомобилестроения и, главное, не увидели перспектив развития этой
отрасли промышленности.
Картинки с выставки
После смерти Яковлева
в мае 1898 г. Фрезе пришлось одному продолжать создание автомобилей. Так, из
всех российских экипажных предприятий только "Фрезе и К " сделало попытку
организовать выпуск и легковых и грузовых автомобилей. С 1901 по 1904 гг.
предприятие изготовило несколько десятков машин с двигателем и трансмиссией "Де
Дион Бутон", испытало экспериментальный троллейбус и автопоезд с
электротрансмиссией. Но слабость производственной базы не позволила развить
начатое дело.
Между тем русские кароссери успешно конкурировали с
западными. На IV Международной автомобильной выставке, проходившей в Петербурге
в 1913 г., были представлены пять автомобилей "мерседес" с кузовами
петербургской экипажной фабрики "Брейтигам".
В ряду других экипажных
фабрик ведущие места занимали "Победа", "П.Д. Яковлев", "Отто", "Пузырев".
Кузова русских фабрик не раз отмечались высшими наградами на международных
автомобильных выставках 1907-1913 гг.
Без пробок
В 1912 г. в
Петербурге вышел автосправочник, изданный инженером Санкт-Петербургской
городской управы И.М. Пашкевичем. Кроме полезных советов и сведений для
автомобилистов, издание включало в себя список владельцев автомобилей в
Петербурге и статистику. По данным этого справочника, на 15 ноября 1912 г. в
Петербурге насчитывалось 1598 автомобилей, из них - 1183 частных, 296
таксомоторов, 119 казенных. За 1911 г. в Петербурге было зарегистрировано 542
новых автомобиля.
Цифры
1500 золотых рублей стоил первый
российский автомобиль (1160 г золота, или $16 тыс. в ценах 2005
г.)
Источник: "ДП"