10:5317 февраля 200510:53
273просмотров
10:5317 февраля 2005
Приступая к расчету ЕСН в 2005 году бухгалтерам организаций необходимо проверить, какие изменения были внесены в главу 24 «Единый социальный налог» Налогового Кодекса РФ. Главные изменения были внесены федеральным законом от 20.07.2004 г. № 70-ФЗ «О внесе
Приступая к расчету ЕСН в 2005 году бухгалтерам организаций необходимо проверить, какие изменения были внесены в главу 24 «Единый социальный налог» Налогового Кодекса РФ.<br><br>Главные изменения были внесены федеральным законом от 20.07.2004 г. № 70-ФЗ «О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации», вступившим в силу с 1 января 2005 года. Остановимся на них подробнее. (В 2004 году было принято еще несколько законов, внесших изменения в главу 24 НК РФ: Федеральный закон от 29.06.2004 г. № 58-ФЗ; Федеральный закон от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ). <br><br><b>1.Основное изменение коснулось ставок налога. </b><br><br>Снижен размер базовых налоговых ставок для всех категорий налогоплательщиков, в частности для организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями. <br><br>Максимальная налоговая ставка ЕСН для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам (далее – «обычные налогоплательщики»), при налоговой базе до 280 000 рублей составляет 26 процентов вместо 35,6 процентов. При этом изменилась структура ЕСН по платежам. Теперь из 26 процентов подлежат уплате: <br>- 20% (вместо 28%) - в федеральный бюджет; <br>- 3,2% (вместо 4,0%) – в фонд социального страхования РФ;<br>- 0,8% (вместо 0,2%) – в федеральный фонд обязательного медицинского страхования;<br>- 2,0% (вместо 3,4%) – в территориальные фонды обязательного медицинского страхования. <br>Для налогоплательщиков – сельскохозяйственных производителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, ставка налога составляет 20 процентов вместо 26,1 процентов.<br>Для индивидуальных предпринимателей ставка налога составляет 10 процентов вместо 13,2%.<br>Для адвокатов ставка налога составляет 8 процентов вместо 10,6 процентов.<br><br><b>2. Следующее изменение затронуло регрессивную шкалу налогообложения. </b><br><br>Число уровней сократилось с четырех до трех: <br>1-й уровень - до 280 000 рублей, <br>2-й уровень - от 280 001 до 600 000 рублей, <br>3-й уровень - свыше 600 001 рублей.<br><br>Как видно минимальная налоговая база, с которой применяется регрессивная шкала, увеличилась со 100 000 рублей до 280 000 рублей. Теперь регрессивная шкала налогообложения применяется, если средняя заработная плата работника в течение года составит 23 333 рубля (до 01.01.2005г. средняя заработная плата для применения регрессивной шкалы составляла 8 333 рубля).<br><br>Теперь для «обычных налогоплательщиков» применяются следующие ставки ЕСН:<br>- для доходов работников от 280 001 рубля до 600 000 рублей – ставка налога с суммы превышающей 280 000 рублей составляет 10 процентов; <br>- для доходов свыше 600 000 рублей - ставка налога с суммы превышающей 600 000 рублей составляет 2 процента. <br><br>Исключено положение о подтверждении расчетом права на применение регрессивной шкалы (когда накопленная налоговая база в среднем на одно физическое лицо должна быть не менее 2 500 рублей). Теперь пониженные ставки налогоплательщики могут применять в безусловном порядке, независимо от размера налоговой базы в среднем на одного работника и численности работников. <br><br><b>3. Изменился перечень выплат, не подлежащих налогообложению ЕСН и перечень налоговых льгот.</b><br><br>Из перечня выплат необлагаемых ЕСН исключены и соответственно с 01.01.2005 г. ЕСН будут облагаться: <br>- суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций;<br>- выплаты в денежной и натуральной формах, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза, при условии, что данные выплаты производятся не чаще одного раза в три месяца и не превышают 10 000 рублей в год;
- выплаты в натуральной форме товарами собственного производства - сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей – в размере до 1 000 рублей (включительно) в расчете на одно физическое лицо – работника за календарный месяц.
Исключены из перечня выплат необлагаемых ЕСН для организаций финансируемых за счет средств бюджетов, не превышающих 2 000 рублей на одно физическое лицо за налоговый период:
- суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;
- суммы возмещения (оплата работодателями) своим бывшим работникам (пенсионерам по возрасту и (или) инвалидам) и (или) членам их семей стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом.
В тоже время с 2005 года действует положение о том, что не подлежат налогообложению суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3000 рублей на одно физическое лицо за налоговый период.
Принципиальное изменение заключается в том, что теперь не подлежат обложению ЕСН суммы материальной помощи, выплачиваемые только за счет бюджетных источников.
С 01.01.2005 г. в налоговую базу в части суммы налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, включаются любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по лицензионным договорам.
Следующее изменение касается затрат на оплату стоимости проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемых налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Теперь данные выплаты не подлежат налогообложению ЕСН, не только если они предусмотрены действующим законодательством, но и если они установлены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Сократился список налоговых льгот. Российские фонды поддержки образования и науки не смогут больше воспользоваться льготой: с 01.01.2005 г. суммы выплат гражданам Российской Федерации в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставляемых учителям, преподавателям, школьникам, студентам и (или) аспирантам государственных и (или) муниципальных образовательных учреждений подлежат налогообложению ЕСН.
С 01.01.2005 г. льготы, предусмотренные подп. 1 и 2 п. 1 ст. 239 НК РФ распространяются на всех физических лиц, независимо от того работают они в организации по трудовому договору или состоят в гражданско-правовых отношениях:
- для организаций с сумм выплат и вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 рублей на каждое физическое лицо, являющегося инвалидом I, II или III группы,
- для некоторых категорий налогоплательщиков – с сумм выплат или иных вознаграждений, не превышающих 100 000 рублей в течение налогового периода на каждое физическое лицо.
<b>4. Новшества касающиеся ПБОЮЛ.</b>
Помимо снижения ставки ЕСН с 13,2 процентов до 10 процентов есть и технические изменения. Так, если предприниматели начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного налогового периода, они обязаны в пятидневный срок по истечении месяца со дня начала осуществления деятельности представить в налоговый орган по месту постановки на учет заявление с указанием сумм предполагаемого дохода за текущий налоговый период по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации (п. 2 ст. 244 НК РФ). Ранее необходимо было представить декларацию с указанием сумм предполагаемого дохода за текущий налоговый период.
Согласно ст. 78 Федерального закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» все ранее принятые нормативные правовые акты МНС России действуют до признания их утратившими силу и обязательны для исполнения налогоплательщиками. Поэтому до утверждения Минфином России формы заявления, предприниматели продолжают представлять в налоговый орган декларацию с указанием сумм предполагаемого дохода за текущий налоговый период.
Добавлено положение о том, что в случае прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня подачи в регистрирующий орган заявления о прекращении указанной деятельности представить в налоговый орган налоговую декларацию за период с начала налогового периода по день подачи указанного заявления включительно. Разница между суммой налога, подлежащей уплате в соответствии с налоговой декларацией, и суммами налога, уплаченными налогоплательщиками с начала года, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня подачи такой декларации или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса. (п. 9 ст. 243, п. 8. ст. 244 НК РФ)
<b>5. Изменился порядок исчисления взносов на обязательное пенсионное страхование.</b>
Число возрастных категорий сократилось с трех до двух без разделения по полам:
- лица 1966 года рождения и старше;
- лица 1967 года рождения и моложе.
При этом для лиц 1966 года рождения и старше не предусмотрено начисление взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Для этой категории физических лиц страховые взносы начисляются только на финансирование страховой части трудовой пенсии.
Для лиц 1967 года и моложе действует прежний порядок: страховые взносы начисляются на финансирование как страховой, так и накопительной части трудовой пенсии. При этом, действие переходных положений о том, что для «обычных налогоплательщиков» ставки страховых взносов при налоговой базе до 280 000 руб. составляют 10 и 4 процентов на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии соответственно, продлены с периода 2002-2005 года на период до 2005-2007 года.
По аналогии с ЕСН изменены интервалы шкалы регрессии – установлены те же три уровня:
- для доходов до 280 000 рублей;
- от 280 001 рубля до 600 000 рублей;
- свыше 600 000 рублей.
Изменилась регрессивная шкала. Для «обычных налогоплательщиков» применяются следующие ставки страховых взносов:
- для налогооблагаемой базы от 280 001 рубля до 600 000 рублей - 5,5 процентов с суммы превышающей 280 000 рублей, в том числе 3,9 процента на финансирование страховой части и 1,6 процента на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
С налогооблагаемой базы свыше 600 000 рублей ставки страховых взносов не предусмотрены.
С 2005 года введено уточнение, что застрахованными являются также иностранные граждане и лица без гражданства постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации. То есть на выплаты указанным лицам по трудовым, гражданско-правовым договорам, предусматривающим выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским и лицензионным договорам, организациям необходимо начислять взносы на обязательное пенсионное страхование. При этом не имеет значение, сколько дней указанные лица проживали в Российской Федерации на момент выплаты.
<div aligh="right"><b>Евгений Токарев,</b>
аудитор Департамента аудиторских услуг ООО «БДО Юникон Северо-Запад»</div>