00:0022 мая 200100:00
9просмотров
00:0022 мая 2001
Законодательное собрание Петербурга собирается выразить недоверие вице-губернатору, председателю Комитета финансов Виктору Кротову в связи с отсутствием финансирования по некоторым статьям бюджета.
<BR><BR>Законодательное собрание Петербурга собирается выразить недоверие вице-губернатору, председателю Комитета финансов Виктору Кротову в связи с отсутствием финансирования по некоторым статьям бюджета. <BR>Виктор Кротов ответил на вопросы "ДП". <BR><BR>- Как Вы относитесь к демаршу депутатов?<BR>- Я к этому спокойно отношусь, потому что не думаю, что проблема вызвана только какими-то недоработками Комитета финансов. Это и внутренняя ситуация в Законодательном собрании, и вообще взаимоотношения исполнительной и законодательной властей, и, конечно, ситуация, которая сложилась, когда мы приостановили финансирование депутатских поправок. Мы считаем, что некоторые статьи невозможно финансировать, потому что они нарушают федеральное законодательство. <BR>Дальше будет идти работа. Депутаты будут задавать свои вопросы, я буду отвечать. <BR><BR>- Это касается только депутатских поправок?<BR>- Не только. Наверное, есть и другие проблемы, но я бы не хотел их касаться. <BR><BR>- А чем все может закончиться?<BR>- Один поэт, когда его жена спросила, когда он вернется домой, сказал ей: "Я поэт, а не предсказатель". Я тоже не предсказатель. Будем работать над тем, чтобы все нормально закончилось. <BR><BR>- В I квартале 2001 года город получил доходов на 38% больше, чем за тот же период 2000 года. Какие доходы Вы ожидаете по итогам всего года?<BR>- У нас сложилась практика 2 раза в год выходить с корректировками бюджета в Законодательное собрание. В этом году мы ее нарушаем, потому что хотим очень четко представлять себе, что же нас ждет к концу года. <BR>Наиболее четкий прогноз мы сможем сделать по итогам полугодия. <BR>Наверное, будет чуть хуже, чем в прошлом году, когда мы в результате корректировок увеличили бюджет на 10% - 3 с лишним миллиарда рублей. В этом году такого роста не будет, а будет рост на 6-8% по сравнению с утвержденным бюджетом в 41 млрд рублей. <BR>Во-первых, в 2000 году мы опирались на базу послекризисного 1999 года. Во-вторых, динамика промышленного производства в прошлом году была выше, чем в этом. В составлении бюджета мы опирались на пессимистичный прогноз. <BR><BR>- Но если темп роста в 38% сохранится, то доходы города достигнут 50 млрд рублей уже в этом году:<BR>- Нет, такого не будет. I квартал 2000 года был неудачен, так как следовал сразу после кризисного 1999 года. По сравнению с запланированными бюджетными доходами в I квартале мы собрали на 8,3% больше в текущих ценах. <BR><BR>- Но даже если такой темп роста сохранится, то город может собрать 45 млрд рублей, а в финансовом прогнозе такая цифра запланирована только на 2002 год. Почему в прогнозе занижены доходы города?<BR>- Да, цифра невысока. Мы об этом и говорили, выступая на Правительстве. Мы исходим из тех цифр, которые дает Минэкономики, а по городу - Комитет экономики и промышленной политики с учетом того, что может быть отменен налог с продаж и налог на приобретение иностранных денежных знаков. А в сумме это более 3 млрд рублей. <BR><BR>- Ну, все равно цифры спрогнозированы маленькие:<BR>- Это на Ваш взгляд. Позвольте мне определять. Но я абсолютно согласен с тем, что объем бюджета не достоин нашего города. Он должен быть намного больше, но лучше, когда мы исходим из пессимистичных прогнозов. Это показали 1998 и 1999 годы, когда нам удалось удержать ситуацию по выплате заработной платы, погашению долга и кредиторской задолженности. Бюджеты других городов исполнялись в тот период значительно хуже. <BR><BR>- Да, но в Москве бюджет - 200 млрд рублей, а население всего в 2 раза больше:<BR>- На причины этого уже много раз обращалось внимание: все крупнейшие монополисты, добытчики минеральных ресурсов зарегистрированы в Москве. Нефтяные, газовые компании, РАО "ЕЭС", МПС:<BR><BR>- Но там ведь и малый бизнес дает гораздо больше в бюджет. <BR>- Москва дает больше возможностей для развития малого бизнеса. Там демографическая ситуация другая. У нас город пожилых людей, которые живут на пенсию. <BR>Кроме того, в структуре промышленности Петербурга значительную долю составляют предприятия ВПК, а они, как известно, до недавнего времени находились не в лучшем состоянии. <BR><BR>- Комитет финансов уже аккумулировал средства на июньскую выплату купонного дохода по еврооблигациям?<BR>- Да, мы это начинаем делать с начала каждого полугодового купонного периода. Необходимыми суммами деньги копятся, и к моменту выплаты купона они в нужных объемах лежат на счетах. У нас валютных доходов очень немного в бюджете, поэтому мы покупаем доллары. <BR><BR>- Еврооблигации Петербурга уже достигли номинала. Какой смысл городу выкупать их?<BR>- Сэкономить на купонном доходе. И снизить риски единоразового погашения большой суммы. Я не могу сказать, что ситуация критична, но придется серьезно поработать в первой половине 2002 года. <BR>Ситуация управляема. Это показывают инвесторы, раз они оценили наши облигации по номиналу. Мы, в принципе, ожидали, что они будут столько стоить. <BR><BR>- Сколько еврооблигаций Вы планируете оставить для погашения в 2002 году, то есть не выкупать на рынке?<BR>- Я, пожалуй, не стал бы останавливаться на этой теме, потому что рынок на такого рода сообщения может реагировать. Я просто могу сказать в очередной раз, что проблем с обслуживанием долговых обязательств у города не будет. В целом по сравнению с началом года долг снижен более чем на 1 млрд рублей. <BR><BR>- Когда Вы планируете новый займ на Западе?<BR>- Мы постоянно находимся в диалоге с финансовыми институтами, и они рассматривают наши предложения. Как только мы получим приемлемые условия по ставкам и срокам погашения, тогда и разместим займ. <BR><BR>- Еврооблигации?<BR>- Скорее всего, в этом году их нам не удастся выпустить. Мы не сможем выпустить еврооблигации, пока Российская Федерация не сделает этого. <BR><BR>- Почему не происходит объединения торгового пространства на рынке внутренних облигаций Петербурга?<BR>- Пусть биржи объединяются. Они же должны договориться, как будут работать дилеры, как проводить арбитражные операции. Там столкнулись внутренние интересы бирж. Они должны сами созреть для этого решения. <BR><BR>- Почему город ни разу не проводил тендер на определение генерального агента внутреннего займа (им остается компания АВК)?<BR>- Генагент нашего займа готовил его, работал, у нас к нему нет претензий. Зачем проводить тендер только ради тендера?<BR><BR>- Почему город одновременно занимает деньги на внутреннем рынке под 20% годовых и выкупает еврооблигации, по которым надо платить всего 9,5% годовых в валюте?<BR>- Вопрос совершенно правильный. Но не следует забывать уроки 1998 года, и надо думать, как в целом оптимизировать структуру заимствований. Увеличение доли рублевых заимствований снижает валютные риски. А, выкупая еврооблигации, мы снижаем общий объем долга и нагрузку на бюджет в 2002 году. <BR>К тому же, учитывая существующие на сегодняшний день прогнозы уровня инфляции, в рублевом выражении эти ставки вполне сопоставимы. <BR><BR>- Общая сумма валютного долга при размещении нового займа взамен еврооблигаций уменьшится?<BR>- Самое главное для нас - сокращать расходы на обслуживание долга. Это отражено и в финансовом плане, где предусмотрено сокращение доли расходов на обслуживание с нынешних 6% до 2-3% в 2004-2005 годах. А для этого надо работать и над оптимизацией структуры долга, и над сокращением общей его величины. Все это, как и работа по снижению валютных рисков, приведет в итоге к снижению и величины внешнего долга. <BR><BR>- А программа 300-летия Петербурга не увеличит долг города?<BR>- Во всяком случае, в финансовом плане стоят профицитные бюджеты, в которых мы должны снижать долг. <BR>К долгу нужно относиться по-другому. Нужно, чтобы были проекты, привлекательные в плане окупаемости, прямой или косвенной. Тогда можно, используя механизм гарантий, поддержать какой-то проект. <BR>Проблема внутреннего долга, который у города возник, исходила из того, что у города этот долг все равно был, только в виде кредиторской задолженности. То, что она была реализована в прямой долг, мне кажется, это было правильное решение. <BR><BR>- То есть Вы не считаете, что начало выпуска внутреннего займа было ошибочным решением города?<BR>- Нет, ни в коем случае. Были дефицитные бюджеты 1995-1997 годов. Это нормальная практика, когда финансирование дефицита бюджета осуществляется за счет заемных средств. В тот момент ситуация в экономике и бюджете была тяжелой и город должен был привлекать средства, как путем выпуска облигаций, так и через привлечение кредитов коммерческих банков, для финансирования своих расходов, в том числе выплаты зарплат, пенсий. Теперь нужно аккуратно, плавно снижать долг, оптимизировать его структуру и переходить к займам только на окупаемые проекты. <BR>