Во время отключения интернета не все такси оказываются в одинаковом положении
Автор фото: Сергей Коньков/"ДП"

Петербургские службы заказа такси "Таксовичкоф" и "Ситимобил" добиваются включения в белый список сервисов, работающих при отключениях интернета. Но внятных правил, как это сделать, нет.

Операционный директор служб заказа такси "Ситимобил" и "Таксовичкоф" Даниил Курашёв направил обращение (есть в распоряжении "ДП") депутату Заксобрания Петербурга Алексею Цивилёву с просьбой оказать содействие по включению сервисов своей компании в перечень социально значимых российских сервисов при ограничениях связи — так называемый белый список.
Как говорится в письме, в сентябре 2025 года компания обратилась с соответствующей просьбой в министерство цифрового развития РФ, но не получила ответа.
"Переговоров как таковых нет. Мы сделали запрос — нам не отвечают. Кроме того, мы сделали запросы в исполнительные органы власти регионов нашего присутствия, однако они либо тоже игнорируют наши запросы, либо ссылаются на Минцифры", — рассказал "ДП" Даниил Курашёв.
По его словам, "Ситимобил" и "Таксовичкоф" несут убытки во время отключений интернета.
"Точно подсчитать размер убытков невозможно, так как на бизнес и в положительную, и в отрицательную сторону влияют различные факторы. Однако регионы, где особенно активно вводятся ограничения мобильного интернета, а это и Петербург, и Ленобласть, показывают наибольшую просадку в сравнении с 2024 годом, когда таких ограничений практически не было", — говорит Даниил Курашёв.
С такой же проблемой сталкиваются и другие службы такси. Как сообщили "ДП" в Ассоциации пассажирских перевозчиков Ленинградской области, они направляли обращение в Минцифры с просьбой рассмотреть возможность включения в белый список "Первого городского такси 068", но безрезультатно.
"Минцифры вообще не идёт на переговоры с региональными компаниями такси: мы пишем письма, они дают отписки. Главная сложность в переговорах — в полном отсутствии желания со стороны Минцифры их вести", — подчёркивают в ассоциации.
В пресс–службе Минцифры заявляют, что белый список формируется из наиболее популярных интернет–ресурсов России, а также на основе предложений федеральных и региональных органов власти и по согласованию с ведомствами, отвечающими за обеспечение безопасности.
"В белый список входит несколько сервисов такси и каршеринга. Это такси “Максим”, аренда автомобилей “Ситидрайв” и агрегатор такси от компании “Яндекс”", — сообщили "ДП" в пресс–службе министерства.
В Минцифры также называют важное условие для включения региональных служб такси в белый список — необходимо, чтобы все используемые вычислительные ресурсы находились на территории России. По словам Даниила Курашёва, его компания отвечает этому условию.
В "Яндексе" от комментариев отказались.

Борьба за место в списке

Депутат Заксобрания Петербурга Дмитрий Павлов считает, что перечень региональных такси, входящих в белый список, должен быть расширен. На прошлой неделе он направил запрос в Антимонопольную службу с просьбой пресечь недобросовестную конкуренцию на рынке такси.
"Сейчас получается такая ситуация: в период отключения мобильного интернета в Петербурге остаётся одна компания и она диктует всему рынку свои условия. Конечно, у региональных такси должны быть возможности попадания в белый список. Иначе как мы можем обеспечить здоровую конкуренцию?" — говорит Дмитрий Павлов.
Эксперты обращают внимание на то, что происходит постепенное расширение белых списков Минцифры. Первый этап был опубликован 5 сентября 2025 года, второй — 14 ноября, третий — 5 декабря. Уже на втором этапе к "Яндексу" добавился ещё один агрегатор такси — "Максим". Этот игрок слабо представлен в Петербурге, однако во многих регионах России занимает неплохую долю рынка.
Представители "Максима" подчёркивают, что механизм белых списков является вынужденным техническим решением, применяемым в условиях, которые сами по себе нельзя считать нормальными для функционирования цифровой экономики и городских сервисов.
"Принципиально важно, чтобы подобные механизмы имели прозрачные, понятные и единые критерии подключения, не зависящие от масштаба бизнеса или рыночной доли конкретного сервиса. Доступ к инфраструктурным решениям должен определяться исключительно готовностью компании выполнять установленные технические и организационные требования. Сервис “Максим” исходит из того, что любые временные меры, связанные с ограничением цифровой инфраструктуры, должны сопровождаться понятными правилами и рассматриваться как исключение, а не как постоянный элемент регулирования рынка", — сообщили "ДП" в компании.
С этим согласны в Общественном совете по развитию такси.
"Критерий должен быть максимально простым и юридически понятным. Существует официальный реестр диспетчерских служб, которые легально работают, подали все документы и прошли проверки. Если компания находится в этом реестре, она должна иметь равное право на доступ и возможность работать. Перед законом все участники рынка должны быть равны", — уверены в организации.
По мнению представителей общественного совета, неравномерность регулирования может привести к тому, что часть игроков будет вынуждена уйти в тень, а кто–то просто покинет рынок, не справившись с давлением. В результате рынок деградирует, из–за чего в конечном итоге пострадают все — и пассажиры, и легальные перевозчики, и государство.

Нужны понятные правила

Механизм формирования белых списков вызывает немало вопросов и у экспертов в области телекома.
"Если опираться на базовые принципы прозрачного регулирования, обычно есть единый источник правил (приказ, постановление, регламент) с чёткой датой вступления в силу и порядком изменений. Такие правила предусматривают ясные критерии включения в списки — какие виды сервисов и по каким параметрам включаются, кто принимает решение и в какие сроки. А также понятную процедуру — как подать заявку, как обновляется список и как обжаловать отказ. В текущем виде списки — это не инструмент регулирования, а некая административная практика, понятная узкому кругу вовлечённых лиц и плохо читаемая рынком. Хотя внутри Минцифры логика, несомненно, есть, снаружи она выглядит фрагментарной и ситуативной", — рассуждает директор агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин.
По его мнению, текущее положение дел создаёт ощущение, что критерии могут быть пересмотрены задним числом, а включение в белые списки — это не право и не процедура, а результат переговоров или контекста. Таким образом, даже если на практике решения принимаются разумно, форма подрывает доверие к содержанию.
"Для бизнеса неопределённость опаснее жёстких правил. Когда бизнес не понимает, будет ли его сервис работать в ограниченных режимах (или нет гарантии, что статус в белом списке сохранится), то ему сложнее планировать развитие и инвестиции. В конечном итоге это снижает готовность бизнеса запускать сервисы в чувствительных сегментах", — подчёркивает Брюквин.
Такси от компании "Яндекс" вошли в белый список. А это значит, что услуга по перевозке пассажира в период отключения интернета может быть оказана. Но в России всё–таки рыночная экономика и конкуренция должна быть обеспечена. А пока оказываются преференции только одной компании такси. Если внести в белый список другие компании такси технически сложно, то "Яндекс", по моему мнению, должен делиться заказами со всеми участниками рынка в такие экстраординарные моменты, когда отключают интернет. Федеральная антимонопольная служба должна следить за тем, чтобы у компании не было на рынке конкурентного преимущества. Региональные депутаты региональным компаниям такси напрямую не могут помочь. Косвенно — могут. Сейчас на последних конференциях в Минтрансе в том числе заявлялось о необходимости проникновения разных компаний, рынок не должен быть монополизирован. Пока же рынок такси нельзя назвать немонополизированным. На него не выходят новые игроки. О планах по выходу заявляла компания WB, но она пока не осуществила этот шаг. Главное — петербургский парламент хотел бы сохранить присутствие петербургских компаний на рынке такси.
Алексей Цивилёв
депутат Законодательного собрания Петербурга
Указанные списки, по сути, просто публикуются в интернете на официальной странице Минцифры. Критерии включения в них неизвестны, они непрозрачные и очень обширно сформулированы в новостных публикациях на сайте министерства. Между тем, если посмотреть на белые списки, в них содержатся не только наиболее популярные и социально значимые онлайн–ресурсы, но и известные скорее лишь в узких кругах. Механизм, который способствует тому, что определённые сервисы (в том числе агрегаторы такси) не могут гарантировать работу в определённой ситуации по не зависящим от них причинам, что делает их услуги менее привлекательными для потребителей, потенциально содержит признаки нарушения ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции". На мой взгляд, подобное положение дел потенциально создаёт и предпосылки для возникновения коррупционных рисков. ФАС может возбудить дело и выдать предписание (например, изменить порядок формирования белых списков, установить единые и прозрачные критерии включения в них, обеспечить равный доступ для всех соответствующих критериям участников рынка). Также перевозчики потенциально могут подавать иски к Минцифры о признании действий (бездействия) министерства незаконными, обязании совершить какие–либо действия, возмещении убытков.
Ольга Дученко
руководитель практики трудового права адвокатского бюро "Качкин и партнёры"
Если говорить о доле рынка, которую занимает "Яндекс", в Петербурге она оценивается примерно в 70–80%. Даже такие показатели позволяют говорить о доминирующем положении. Монополия — это не обязательно 99%, это и 70%, и 80%. Риски монополизации в этой ситуации, безусловно, есть. Мы неоднократно обращались в Федеральную антимонопольную службу по разным вопросам, связанным с рынком такси. Как правило, ФАС отвечает, что не усматривает нарушений антимонопольного законодательства. При этом есть примеры, когда один сервис фактически полностью доминирует на отдельных инфраструктурных объектах, и это признаётся допустимым. Здесь речь идёт не только об экономических, но и о репутационных издержках. Клиенты не могут вызвать машину, водитель не может связаться с пассажиром, возникают проблемы с навигацией. В итоге пассажир воспринимает это как плохое качество сервиса, не вникая в причины происходящего. В Петербурге и Ленинградской области десятки таксомоторных компаний работают в проекте социального такси. Это перевозки ветеранов, в том числе участников СВО, людей с ограниченными возможностями здоровья. Для них любые сбои в работе такси — это не вопрос удобства, а вопрос доступности базовых услуг.
Андрей Белов
представитель Общественного совета по развитию такси в СЗФО
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.