У самой границы Петербурга, в деревне Пески Ломоносовского района Ленинградской области, расположено одно из крупнейших российских предприятий, занимающихся лозоплетением, — "Балтийская лоза".
Несмотря на этот статус, "Балтийская лоза" абсолютно лишена внешних атрибутов большого производства — ни огромных цехов, ни проходной, ни сотен работников. Три небольших здания на уютном зеленом участке. В офисе пахнет печкой — газопровод подвели недавно и отопление до сих пор дровяное.

Дровяная печь
Традиции корзиночного промысла
То, что производство разместилось именно здесь, вовсе не случайность. Так сложилось исторически: в конце XIX — начале XX века здесь уже был крупный центр корзиночного промысла. 16 деревень Петергофского уезда специализировались на плетении. Сырьё было местным — главным образом ивовые прутья, но встречались также дубовые и вязовые. В 1900 году по распоряжению уездного земства здесь разбили ивовую плантацию. Мастера делали в основном корзины, которые использовались местными рыботорговцами для перевозки и хранения своей продукции. Корзины были трёх видов: круглые — для саней, квадратные — для тарантасов — и специальные возовые. Когда в Европе началась мода на плетёную мебель, здесь стали производить кресла, стулья, ширмы, этажерки и всё остальное, что можно было сплести из лозы. Мужчины занимались непосредственно плетением, женщины и дети — заготовкой сырья. Ремесло было прибыльным — за год приносило хозяйству до 250 рублей.
Традицию местного лозоплетения возрождает Дмитрий Денисов — с одной стороны, как предприниматель, рассчитывающий на успех своего бизнеса, с другой — как ценитель прекрасного и человек, интересующийся историей. Поэтому наряду с товарами массового спроса здесь создают и штучные произведения.
“
"Мы прошли художественно-экспертный совет Ленинградской области, который признал 215 наших изделий "изделиями народных художественных промыслов в местах традиционного бытования". 33 из них мы решили вывести на федеральный уровень, и скоро собираемся пройти художественно-экспертный совет Минпромторга", — делится планами Дмитрий.

Дмитрий Денисов, предприниматель, ценитель прекрасного и человек, интересующийся историей
От авиаприборов до собственной плантации
Для Дмитрия эта история началась в 1992 году, совершенно неожиданно для него самого: выпускник Ленинградского техникума авиационного приборостроения был страшно далек от народных промыслов. Но ему нужна была работа, найти её по профилю тогда было практически невозможно, и тогда брат предложил попробовать устроиться на недавно открывшуюся фирму по производству плетёных изделий.
“
"Я пришел, посмотрел. И тогда понял, что мне это интересно. Проработал там 2 года бригадиром, потом 5 лет начальником производства другой такой же фирмы. И открыл собственное производство. А в 2011 мы уже посадили свою первую плантацию. Сейчас у нас 75 га в Новгородской области, из них 32 — ивовый прут. Там 15 человек работают — выращивают, перебирают, подготавливают материал", — рассказывает предприниматель.
До последнего времени основным поставщиком сырья был Китай, ещё раньше — Европа. В этом году "Балтийская лоза" впервые использует только собственное сырье, ничего не закупая за границей. На своей плантации у "Лозы" растёт пять сортов ивы. Дрова для отопления фабрики, к слову, тоже приезжают оттуда, из Новгородской области — это старые деревья и отходы производства.
Экологичная эстетика
Лозоплетение на первый взгляд кажется очень понятным и как будто очень доступным ремеслом: здесь не нужны сложное оборудование и уникальные материалы. Но, как любое дело, оно требует вливаний. Только в этом случае вливать приходится буквально, и к воде предъявляются очень жесткие требования.
“
"Воду берем из 90-метровой скважины и очищаем фильтрами, потому что иве нужна хорошая вода. Дождевая и богатая известью вода не подходит. Если в ней много железа — тоже: начнётся окисление, и тогда ива покроется чёрным налетом. Поэтому мы сначала очищаем воду, и только потом в ней размачиваем прут, — поясняет технологию Дмитрий.
Он показывает старинный каталог плетеных изделий начала прошлого века. Изящная мебель, разнообразие техник, множество сложных элементов. Хочется сказать — сейчас так не делают. Да, именно так — не делают, сказывается тенденция к минимализму. Но то, что делают, покупают так же охотно, как и в то время. Спрос на плетёную продукцию остается плюс-минус стабильным на протяжении десятилетий. Просто изменилось его направление: если раньше ивовые корзины были безальтернативным вариантом упаковки и хранения и продуктов массового спроса, то сейчас это — осознанный выбор человека, который хочет окружить себя именно такими вещами.

Старинный каталог плетёных изделий начала прошлого века
Корзины для кино и котиков
Что сейчас делают из лозы? Проще сказать, чего не делают. Одно из самых популярных направлений — сотрудничество с продуктовыми сетями. Даже не очень горячие пирожки, ждущие покупателя на плетеном поддоне, кажутся чуть более теплыми и аппетитными. Предприниматели из Армении заказывают специальные решётки для выкладки выпечки. Владельцы домашних животных очень любят корзины-лежанки. Корзинки для упаковки подарков — нестареющая классика, никогда не теряющая популярности. Корзины для воздушных шаров сейчас заказывают реже, но их тоже здесь плетут. Плетёные кресла, плетёные санки, плетёные столики, есть даже подставка для зонтиков — всё, что можно сплести, скорее всего, рано или поздно будет сплетено. Не говоря уж о традиционных корзинах для грибов. А еще "Балтийская лоза" выполняет несерийные заказы — для театра, кино и работ по благоустройству.
“
"Последний сериал — "Государь" с Константином Плотниковым, мы там делали фортификационные сооружения и другие декорации, соответствующие историческим реалиям. Наши плетёные бочки там уже с первой серии. В 2006 году укрепляли берега прудов в ЦПКиО плетнями — КГИОП не разрешил укладывать резину. Делали фашины для укрепления берегов у дворца Марли, примерно по той же технологии, что и 300 лет назад", — рассказывает Дмитрий Денисов.
Офис, он же фабрика, он же склад готовой продукции, используется с максимальной эффективностью каждого квадратного сантиметра площади. Поэтому то тут, то там встречаются небольшие партии подготовленного сырья и прямоугольные чаны для вымачивания лозы. Непосредственные рабочие места выглядят при этом достаточно просторно — в процессе изготовления изделия занимают солидный объём пространства. Одна из мастериц плетёт средних размеров корзину из ивовой ленты. Пока это только каркас. Но внутри уже стоит старый чугунный утюг.
“
"Утюг фиксирует основу, чтобы не скользила. Сейчас буду поднимать основу, делать борта. Особой разницы, из чего плести, нет — хоть из ленты, хоть из прута. Научиться можно и за полгода, если крепкие и ловкие руки. А можно так и остаться теоретиком", — поясняет мастер лозоплетения Оксана Радаева.
За смену Оксана успевает сделать с десяток таких корзинок. А в соседнем помещении Елена держит в руках что-то похожее одновременно на бадминтонную ракетку, советскую пылевыбивалку и ловца снов. Рама из лозы, внутри — ажурная текстильная сетка. Оказалось, это все же ракетка — для спортивной реабилитации. К ней прилагается мячик, который нужно подбрасывать и ловить, и всё вместе называется "плейстик". Сейчас очень популярно.
На фото: Мастер лозоплетения Оксана Радаева плетёт средних размеров корзину из ивовой ленты
Бизнес для души
Среди работников фабрики есть люди с ограниченными возможностями. С 2017 года "Балтийская лоза" участвует в движении "Абилимпикс". Мастера фабрики помогают в стажировке и готовят к национальному чемпионату по профессиональным навыкам людей с инвалидностью. Шестеро из них стали победителями в компетенции "Лозоплетение", ещё трое получили серебряные медали. Кроме того, "Балтийская лоза" сотрудничает с ресурсным центром Ленинградской области, с ГАООРДИ, с психоневрологическими интернатами.

Мастера "Балтийской лозы" помогают в стажировке и готовят к чемпионату "Абилимпикс" людей с инвалидностью
В своем деле Дмитрий Денисов придерживается старой традиции: ремесло должно приносить прибыль. Сейчас предприятие обходится собственными средствами, без кредитов. Но это всё ещё больше, чем бизнес: в 1997 году Дмитрий написал свою первую книгу — "Петербургская лоза", в 2016-м — вторую: "Плетение из лозы. Русские традиции". Окончил Академию художеств. Участвовал и участвует в российских и международных выставках, инициирует новые проекты. В планах на следующий год — создание музея, основой которого станут изделия ведущих российских мастеров.
