Высокие цены на билеты и необходимость стоять в огромных очередях под дождём и снегом не снижают уровня посещаемости музеев и театров.
Огромные очереди в музеи стали уже обязательным атрибутом любых праздников в Петербурге. Совсем недавно, на длинных выходных в начале ноября, переаншлаг случился в Русском музее на выставке "Архип Куинджи. Иллюзия света". Желающие посмотреть картины стояли в очередях в непогоду значительно дольше обычного. Даже купившие электронные билеты не избежали этой неприятной участи.
Старожилы, вероятно, легко вспомнят, что подобные сюжеты случаются не впервые. Например, 10 лет назад наплыв желающих посмотреть собрание полотен Валентина Серова едва не привёл к коллапсу и породил массу мемов. Большой ажиотаж вызвала и выставка Карла Брюллова, проходившая с прошлого октября по нынешний май.
И повторится всё, как встарь
Конечно, крупные музейные комплексы вроде Эрмитажа, Русского музея, Исаакиевского собора, Царского Села, Петергофа и прежде не страдали от недостатка посетителей. Статистику существенно скорректировала пандемия, однако некоторое время спустя кривая посещаемости вновь пошла вверх. Например, за последние 3 года число посещений музеев, подведомственных комитету по культуре Санкт–Петербурга, согласно официальным данным, выросло с 632,8 тыс. человек до 918,1 тыс.
Но далеко не во всех музеях происходят резонансные всплески посещаемости, занимающие информационное пространство дольше обычного. Когда же такое случается, закономерен вопрос о причинах. Ради чего люди готовы выстаивать в очередях? Это заслуга музея или социальное явление?
Куратор профессионального клуба "Музейный опыт" Ирина Кельнер считает, что здесь сошлись несколько факторов.
“
"С одной стороны, в Петербурге за последние годы заметно увеличился поток туристов из России. С другой — музей сознательно и последовательно проводит определённую выставочную политику, ориентируется на известные имена и популярные идеи. Васнецов, Айвазовский, Куинджи — эти имена на слуху у тех, кто, приезжая в город в отпуск или погулять на несколько дней, выбирает, куда пойти. И надо сказать, у Русского музея хорошо работают пиар–кампании выставок. Если же говорить об очередях в ноябре, то в корпусе Бенуа сейчас сразу три выставки “с именами”", — прокомментировала она.
Но мало привлечь повышенный интерес, нужно его ещё "переварить". Как правило, пропускная способность музеев ограничена: есть требования безопасности, условия хранения экспонатов, просто физические параметры помещений. Любители Эрмитажа знают, что во дворе за Главными воротами Зимнего иногда приходится долго стоять, потому что закончились места в гардеробе. Счастливые обладатели "Пушкинской карты" могут в таких ситуациях отправиться ко входу через Малый Эрмитаж.
"Вопрос, как правильно организовать доступ, чтобы всем было удобно, в музеях регулярно обсуждают. Универсального ответа на него нет и, наверное, не может быть, — уточняет Ирина Кельнер. — Один из шагов — менять время работы так, чтобы это было удобно посетителям. Например, Эрмитаж сейчас 2 дня в неделю работает до 8 вечера, Русский музей — практически ежедневно до 7 или 8 вечера, а временные выставки в некоторые дни закрываются и после девяти. Наверное, это решение может подходить и небольшим музеям, которым чаще не хватает внимания посетителей. Но дополнительные часы требуют дополнительных ресурсов и продуманной стратегии, чтобы не пострадало качество времени, проведённого в музее".
Побег от реальности
Схожая с музеями картина наблюдается последние годы и в театрах. Согласно официальной статистике, в 2021 году городские театры посетили 1,9 млн зрителей. Далее начинается впечатляющий рост: в 2022–м — 2,8 млн, в 2023–м — 3 млн. За 2025–й цифр пока нет, однако, если судить по сайтам разных петербургских театров, высокий спрос на этот вид искусства неизменен. Даже несмотря на увеличение стоимости билетов.
Например, в конце октября зрители Театра им. Ленсовета пережили широкий спектр эмоций, увидев цены на февральские показы спектакля "Макбет. Кино" Юрия Бутусова — 25 тыс. рублей за место в первом ряду партера.
“
"Конечно, хочется сравнить этот удивительный феномен любви к театральному искусству в наше непростое время с тем, что происходило, скажем, в 1914 году, — рассуждает театральный критик Елена Строгалева. — На дворе Первая мировая война, в театрах каждый день новые имена и новые формы, залы переполнены, публика ломится. Дело было не только в эстетическом удовольствии, но и традиционно в поиске ответов на сложные вопросы, встающие перед обществом. Но я думаю, дело ещё и в том особом свойстве театра, которое позволяет спрятаться от социальных потрясений, получить пару часов забвения. Театр был и остаётся тем видом искусства, который способен погрузить тебя в иное место и время действия, исключить из дня сегодняшнего. Полагаю, всплеск любви к театру в 2025 году тоже связан в очень большой степени с этим желанием людей отстраниться от новостей, социального стресса и ощущения катастрофы, которая нависает над миром".
Все билеты проданы!
Просматривая афиши больших и малых театров, видишь поразительную картину, имя которой "все билеты проданы". И речь идёт не о паре–тройке показов. Причины, вероятно, скорее социально–экономического характера: активная часть граждан, которая раньше регулярно ездила за границу, теперь этого лишена. Вопрос же красивого, респектабельного, эксклюзивного досуга остался. Его–то и закрывают театры. Особенно крупные, и по ценам, и по публике превратившиеся в весьма дорогие и респектабельные места отдыха. Важную роль, несомненно, играет и внутренний туризм, достигший невероятного размаха. Московская публика вместо Парижа и Вены теперь отправляется в Петербург — на свежие премьеры и выставки.

Чтобы попасть на желанный спектакль, нужно отслеживать афишу за несколько месяцев
"Мода на театр, наверное, это хорошо, — размышляет Елена Строгалева, — Думаю, социальные сети и институт блогерства сделали своё дело. Вот совсем недавно состоялась премьера независимого спектакля “Список Паперной”, и после пары анонсов и статей билетов на него не купить. Конечно, это грамотное продюсирование. Но так работает рынок — мало одного таланта, для успеха нужны грамотная упаковка и позиционирование продукта. Да, театр стал модным и среди молодёжи, и среди среднего поколения. И это замечательно".
Генеральной же и далеко не всегда и не до конца осознаваемой причиной выросшего запроса на культурные события можно назвать внешнюю ситуацию: слишком много стресса, нестабильности, страха за будущее, внутреннего беспокойства. Музеи и театры действительно способны, пусть и ненадолго, но снизить напряжение, становясь едва ли не самым востребованным видом досуга. И судя по ценам на билеты, и те и другие это отлично осознают.

