Некоторые схемы международных переводов
живут буквально несколько дней, до очередных изменений санкционного режима
00:1421 ноября 202500:14
1821просмотров
00:1421 ноября 2025
Петербургское ООО "ГК АПП СМТ" взыскивает 22,2 млн рублей с платёжного агента из Киргизии. Спор связан с блокировкой отправленных в Европу денег.
Арбитражный суд Москвы принял к рассмотрению иск петербургского ООО "ГК “Автоматизация производства групп — современные машиностроительные технологии”" (ГК АПП СМТ) к ООО "ФРС групп" из Киргизии, с которого просят взыскать 22,18 млн рублей.
ГК АПП СМТ, занимающаяся оптовой торговлей машинами, приборами, аппаратурой и оборудованием общепромышленного и специального назначения, в 2024 году заработала 1 млрд рублей, показав чистую прибыль 88,7 млн, указано в сервисе "Контур.Фокус".
В 2024 году компания заключила договор с производителем оборудования, запчастей и комплектующих для различной техники, находящимся в одной из европейских стран, на поставку композитных материалов. Поскольку из–за санкций прямые переводы иностранному контрагенту оказались невозможны, ГК АПП СМТ воспользовалась услугами "ФРС групп", платёжного агента из Киргизской республики.
"Схему оплаты через иностранного агента нам предложили сами сотрудники Альфа–Банка, клиентом которого компания является", — рассказал "ДП" управляющий партнёр юридической компании "Голощапов и партнёры" Никита Голощапов, представляющий интересы ГК АПП СМТ.
По словам юриста, сотрудники банка указали на "ФРС групп", банк сопровождал проведение платежей и согласовал условия сделки, в том числе о стоимости услуг. Когда возникли задержки проведения платежей, именно представители Альфа–Банка информировали клиентов о ходе решения вопроса, поэтому у ГК АПП СМТ сложилось впечатление, что они работают напрямую с банком, а не с посредником, уточняет Никита Голощапов.
"Когда стало ясно, что возврат средств затягивается ... были переданы контакты представителя агента для прямых переговоров. Уже почти год мы получаем от агента одинаковые ответы: деньги остаются заблокированными на счетах в европейских банках", — говорит юрист.
В итоге в этом году ГК АПП СМТ обратилась в Арбитражный суд Москвы с иском к "ФРС групп". Юридически предъявить претензии к Альфа–Банку невозможно: он не является ни стороной сделки, ни гарантом исполнения обязательств.
"ДП" направил запросы в Альфа–Банк и "ФРС групп".
По данным информационной базы "Электронное правосудие", "ФРС групп" фигурирует в качестве ответчика в 15 арбитражных спорах, по некоторым уже вынесены решения.

Так, суд вернул ООО "Обсервер" из Калининграда его иск о взыскании 8 млн рублей из–за недочёта в документах. Недавно же Арбитражный суд Москвы взыскал с "ФРС групп" 2,15 млн рублей по иску столичного ООО "Опус". Ответчик не смог исполнить поручение, потому что Bank Polska (Польша) наложил арест на все денежные средства субагентов для проведения проверки. Затем это дело было передано в прокуратуру Варшавы, которая возбудила уголовное дело и наложила арест на все средства компаний–субагентов (PRAXIMA Z O. O, HANDELKREUZE Z O. O, OCEANIA Z O. O.).
“
"Исходя из нашего опыта, все более–менее крупные банки предлагают услуги по трансграничным переводам через платёжных агентов или аналогичных посредников, — говорит управляющий директор консультационной группы “ТИМ” Виктор Миронов. — С момента введения санкций в отношении крупных игроков в марте 2022 года бизнес, ведущий ВЭД, начал мигрировать из “уже санкционных” в “ещё не санкционные”, но, когда последних уже не осталось и проведение прямых платежей превратилось в игру в сапёра, рынок нашёл выход в решениях с использованием платёжных агентов".
Сами агенты зачастую не проводят платежей в иностранные юрисдикции, а используют для этих целей другие компании внутри своей группы или партнёров. Часто используются схемы зачёта, когда одновременно получаются средства из–за границы для одного клиента и эти же деньги используются для оплаты для другого клиента, при этом средства не пересекают "границу".
По словам управляющего партнёра юридической компании "ЦПО групп" Анны Коняевой, сегодня распространены несколько схем: платёж через агента, оплата криптовалюты, открытие собственного счёта в зарубежном банке. Например, открытие счетов у крипторезидентов Парка высоких технологий в Белоруссии, официальная покупка криптовалюты и отправка её контрагентам в страны, где разрешены такие расчёты, к примеру ОАЭ.
Кроме того, некоторые банки открывают счета российским компаниям и принимают рубли для последующей конвертации в другие валюты. Также некоторые компании регистрируют филиалы или дочерние организации в дружественных странах и платят через них.
Но использование подобных схем сопряжено с различными рисками.
“
"Риск неисполнения обязательств посредником, когда перевод может зависнуть на одном из этапов цепи. Постоянное ужесточение санкционного режима делает жизненный цикл некоторых схем очень коротким, иногда 1–2 недели. В случае, если перевод завис, взыскание суммы с компании–посредника представляет собой сложную и зачастую малоперспективную задачу", — обращает внимание Анна Коняева.
"Практика показывает, что многие подобные структуры работают по принципу финансовых пирамид. Начинают, как правило, все “за здравие”, но потом сроки платежей растягиваются до бесконечности и какие–то суммы могут пропадать либо из–за проблем с банками и корреспондентами, либо из–за сложностей в балансировании “неттинга” (зачёта) экспортных и импортных потоков", — говорит Виктор Миронов.
По его словам, если посредник добросовестный, то проблемы можно решить: провести платёж по альтернативной схеме или хотя бы вернуть средства клиенту. При этом потери из–за курсовых разниц и комиссий даже за неудачный платёж обычно остаются на клиенте. "Но были в нашей практике и случаи прямого мошенничества, когда средства уходили агенту безвозвратно", — добавляет эксперт.
Анна Коняева рекомендует использовать способ, где деньги замораживаются на счету российского банка до момента зачисления денег иностранному контрагенту. В этом случае риски зависших средств не перекладываются на плательщика.

