"Резиновые" офисы могут исчезнуть. Десятки, а то и сотни юрлиц нельзя прописывать по адресу одного и того же помещения. Так постановил Верховный суд России.
По закону все организации обязаны иметь так называемый юридический адрес — указывать в ЕГРЮЛ местонахождение руководителя. Для большинства микропредприятий эти требования обременительны и даже не исполнимы. Многие компании используют формальные адреса либо арендуют своеобразные коворкинги.
Однако теперь одно помещение не может использоваться в качестве адреса большого количества компаний. К такому выводу пришёл Верховный суд России. Каждому юридическому лицу по сути предписали приобрести или арендовать как минимум 4,5 "квадрата" площади.
Санитарный стандарт
Читайте также:
Налоги
Динамика закрытия юрлиц в Петербурге снизилась
Решение высшей инстанции было принято по иску московской прокуратуры против индивидуального предпринимателя Руслана С. В арендуемом им нежилом помещении площадью 40,3 м2 было зарегистрировано 419 юридических лиц. Поскольку нахождение такого количества компаний в данном помещении физически невозможно, надзорный орган указал на фиктивный характер регистрации и просил признать незаконными действия ответчика по предоставлению помещения без намерения его использовать.
Удовлетворяя иск, служители Фемиды ссылались на санитарные правила охраны труда, согласно которым на каждого работающего должно приходиться не менее 4,5 м2 площади. Отклоняя доводы предпринимателя, суд констатировал, что факт "реального отсутствия юридических лиц и ведения ими хозяйственной деятельности по адресу их регистрации правового значения не имеет".
Это решение поддержали вышестоящие инстанции.
"Отсутствие исполнительных органов по заявленному адресу, невозможность установления почтовой связи свидетельствуют о недостоверности сведений об адресе юридического лица", — резюмировал Верховный суд России.
До сих пор подобные иски почти автоматически удовлетворялись районными и городскими судами (чаще всего столичными). Тогда как позиция вышей инстанции была прямо противоположной. Так, отменяя решение по иску прокурора против собственника помещения Павла А., Верховный суд подтвердил право компаний "устранить возникшие у регистрационного органа сомнения в достоверности сведений об адресе". Более того, сам факт регистрации в 85–метровом помещении 135 юридических лиц не признали безусловным доказательством недостоверности сведений о деятельности конкретных организаций. В этом деле проверяющие обнаружили по сути коворкинг: "присутствие главных бухгалтеров различных юридических лиц, пользующихся помещением на основании договоров аренды рабочих мест".
Круговая порука
Недостоверные адреса выявляются в ходе проводимой налоговиками кампании "Чистота среды".
"Наверное, каждый в бизнесе сталкивался с тем, когда к вам приходит проверяющий и просматривает, действительно ли организация находится на месте", — заявила на Петербургском налоговом форуме исполняющая обязанности заместителя руководителя управления Федеральной налоговой службы по Петербургу Евгения Шабодо.
Всего в Петербурге за 9 месяцев этого года было выписано 16,5 тыс. поручений на проверку, по итогам которых сведения о 10,7 тыс. компаний оказались недостоверными. Более половины их них не пожелали подтверждать легитимность своей деятельности (то есть оказались "однодневками") и были исключены из ЕГРЮЛ.
Вместе с тем само по себе признание места нахождения компании "адресом массовой регистрации" позволяет налоговой службе включить её в черный список. Хотя официальных критериев массовости не существует. В ряде случаев таковым могут признать и здание, в котором находится два десятка юридических лиц. Также признаком недобросовестности является, в частности, неполучение почтовой корреспонденции другими организациями, зарегистрированными по тому же адресу.
Связь без брака
Многие микропредприятия используют в качестве юридического адреса своего рода коворкинги: арендуют небольшие помещения или даже место для рабочего стола в офисе на несколько часов в неделю. И вывешивают табличку, когда принимает директор того или иного ООО.
С учётом решения Верховного суда России по делу Руслана Садреева такая практика может оказаться вне закона. Опрошенные эксперты оценивают ситуацию неоднозначно. По мнению юриста i–Legal Никиты Лимаренко, чтобы исключить риски, необходимо доказать действительное намерение использования арендованного помещения, организовать почтовую связь и табличку с указанием наименования.
Позицию коллеги поддерживает Варвара Гончарова из адвокатского бюро "Гуцу, Жуковский и партнёры". "Директор не обязан круглосуточно находиться по адресу организации. Однако крайне желательно в общепринятое рабочее время обеспечить присутствие любого представителя организации, а также разместить вывеску. Критически важно регулярно получать корреспонденцию", — обратила внимание Гончарова.
"Абсурдно возлагать на генерального директора “сторожевые” обязанности круглосуточно находиться по юридическому адресу", — рассуждает юрист судебной практики CLS Юлия Трибельская.
"Разумеется, если в небольшом помещении числится 100 компаний, это вызывает вопросы. Но происходят и обратные случаи, когда организацию исключают из ЕГРЮЛ, потому что налоговики не могли найти офис в бизнес–центре. Мне известны случаи, когда предприниматели вынуждены были рисовать для инспекторов карту", — отмечает председатель Союза малых предприятий Петербурга Владимир Меньшиков.
Адрес — не дом и не улица
В свою очередь, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Петербурге Валерий Калугин надеется, что компаниям, которые ведут деятельность в коворкингах, компактных офисных центрах или делят помещение с другими юрлицами, опасаться не стоит.
"Но при условии, что обеспечена стабильная возможность получения писем, наличие информационных указателей, а также доступ к руководителю или сотруднику компании. Тогда как простая аренда “ящика для писем” — это уже зона повышенного риска. Любая борьба с недобросовестными схемами должна вестись с соблюдением презумпции добросовестности предпринимателей", — уверен бизнес–омбудсмен.
В то же время все опрошенные "Деловым Петербургом" эксперты убеждены, что физический "юридический адрес" является анахронизмом. Они ратуют за скорейший переход на использование электронного документооборота. Предполагается, что электронные сервисы смогут заменить обременительную для большинства малых предприятий обязанность иметь юридический адрес, то есть физический офис или иное помещение.
Законопроект о легализации "виртуальных адресов" уже внесён в Госдуму, но пока не принят.
