Дальний свет: возить грузы из ЕС в РФ стало сложнее и дороже из-за проблем на границе

Международные грузоперевозки превратились в высокорисковый бизнес
Автор фото: Smiltena/Shutterstock/FOTODOM

Международные грузоперевозки автотранспортом превратились в высокорисковый бизнес. Из–за постоянных закрытий погранпереходов дальнобойщики не могут назвать ни срок перевозки, ни её конечную стоимость.

Особенно сложная ситуация на европейском направлении, где правила игры меняются чуть ли не ежечасно.

Какие товары везут из Европы в РФ

Несмотря на громкие политические заявления, Европа сохранила поставки в Россию. В РФ из стран Евросоюза ввозят товары, для которых невозможно подобрать аналоги из Китая или других стран.
"Это различные запчасти, эксклюзивное электротехническое оборудование, изделия медицинского назначения и многое другое. Объём ввозимых грузов оценить невозможно — эта информация является коммерческой тайной", — говорит генеральный директор Независимой сервисной компании Олег Черников.
Работает и встречный канал. По данным аналитиков, через наземные коридоры из России в ЕС везут удобрения, лесоматериалы и продукты питания.
В первом полугодии 2025 года главным партнёром России среди стран ЕС была Германия, однако апрельский товарооборот сократился на 13% год к году, до 684,5 млн евро, сообщается в отчёте Eurostat. Торговля с Венгрией, напротив, выросла на 16%, достигнув 551,5 млн евро, тогда как Италия замкнула тройку лидеров: оборот снизился на 4%, до 436,9 млн евро.
В целом торговый оборот России и Евросоюза в апреле 2025–го опустился ниже 5 млрд евро, достигнув минимального уровня с 1999 года.

Путь в Россию

Европейская часть России, если не учитывать Калининградскую область, имеет общую границу с Норвегией, Эстонией, Латвией, Белоруссией, Украиной и Финляндией. Но погранпереходы работают далеко не со всеми этими странами: на границах с Украиной и Финляндией они закрыты. Грузовое сообщение затруднено через норвежско–российскую границу, здесь работает только один пограничный переход — Стурскуг/Борисоглебск. В 2025 году начался его капитальный ремонт, но машины пока пропускают.
Россию и Латвию объединяют четыре погранперехода, из которых в настоящий момент действуют только два. Здесь от российских дальнобойщиков требуют предварительной регистрации в системе электронной очереди, её цена — 9,3 евро, оплатить сбор необходимо до пересечения погранперехода. Требование появилось 15 октября, ранее систему ввели в соседних Литве и Эстонии.
Последняя сохранила грузовое сообщение с Россией. Но из трёх автомобильных пунктов пропуска действуют два. Погранпереход Ивангород — Нарва по инициативе российской стороны обслуживает только пешеходное движение. Фуры он начнёт принимать в I квартале 2026 года, после окончания модернизации.

Белорусский транзит

Самый короткий маршрут между европейскими странами и Россией проходит через Белоруссию. Эта страна имеет 14 погранпереходов с Евросоюзом. Но сегодня открыты только пять. Один из них — Григоровщина/Патерниеки — на границе с Латвией. Но здесь с марта 2025 года ограничен въезд автомобилей с белорусскими номерами. Да и европейские фуры неделями томятся в очередях. Четыре других погранперехода размещены на границе Белоруссии и Польши. До недавнего времени большегрузы пропускал один — Кукурыки/Козловичи. Время ожидания прохождения таможенных процедур на нём может занять до 3–4 дней.
По словам гендиректора группы компаний ABIPA Владлена Золотарёва, погранпереход на польско–белорусской границе — не выход, а "узкое горлышко". Как говорят перевозчики, очередь то замирает, то долго стоит, то внезапно начинает двигаться.
Впрочем, в начале этой недели начали работу ещё два пункта пропуска на белорусско–польской границе. Правда, грузовикам разрешили использовать только один из них. Зато в октябре в одностороннем порядке закрыла пункты пропуска на белорусской границе Литва. До недавнего времени ими пользовались грузоперевозчики. Официальный Вильнюс объяснил это контрабандой с помощью метеозондов. Впрочем, Литва и ранее неоднократно и без уведомления останавливала поток транспортных средств.
Пограничный пункт Бурачки на границе РФ и Латвии
Пограничный пункт Бурачки на границе РФ и Латвии
Автор: ТАСС
Согласно официальной информации, Литва откроет свои погранпереходы 30 ноября. Но участники рынка не исключают, что запрет продлят. Причём Латвия и Эстония выразили готовность присоединиться к Литве в случае необходимости и закрыть границу с Белоруссией, об этом 13 ноября заявила премьер–министр Литвы Инга Ругинене. У Эстонии нет общей границы с Белоруссией, но она готова оказать политическую поддержку соседу.
С закрытием белорусско–литовской границы российские перевозчики получили очередной удар, считает Владлен Золотарёв.
"Грузы теперь вынуждены идти в объезд: через Польшу, Литву, Латвию, Эстонию, Россию, — уточняет он. — Это добавляет 500–600 км пути. Каждая лишняя сотня километров увеличивает стоимость перевозки на 100–200 евро".
Весной 2024 года, когда Литва вводила временные ограничения, тарифы уже удвоились, добавляет эксперт. По его словам, происходящее на границах — это не временные трудности, это очередное испытание для автомобильной логистики, и не только России и Белоруссии, но и всего Евросоюза.
От закрытия погранпереходов страдают и европейские перевозчики: литовские за первые 2 недели ноября уже лишились 70 млн евро.

Обходные маршруты

За последние 3 года автоперевозчики построили новые логистические маршруты: грузы из Европы в Россию в большинстве своём идут по мультимодальному маршруту через третьи страны: Турцию, Казахстан, Китай. Теперь их по несколько раз перегружают с фуры на судно. Срок доставки грузов из Европы такими путями в среднем составляет около 20 дней, констатирует Олег Черников.
Бизнес, который специализируется на европейских экспортно–импортных потоках, должен срочно менять сроки контрактов и серьёзно смотреть в сторону морских перевозок, считает Владлен Золотарёв.
Грузовладелец всё равно в проигрыше: у него увеличиваются себестоимость и сроки доставки.
Ранее Северо–Запад России спасали наземные погранпереходы Казахстана. Но последние 2 месяца на казахстанских погранпереходах тоже возникли пробки. В очереди на таможенный досмотр стоят до 10 тыс. фур. Время ожидания увеличилось до 1 недели, говорит Владлен Золотарёв.
Таможня Казахстана усилила досмотр товаров двойного назначения, а китайские грузоотправители так и не смогли решить техническую проблему с бланками разрешений.
Итого средний срок доставки через Казахстан составляет 25–30 дней, для крупногабарита — до 45 дней. Транзитный срок с августа 2025 года вырос на 32% и составляет 16 дней против 10 в 2024–м.
Закрытые погранпереходы неизбежно приведут к росту издержек и сроков доставки грузов автомобильным транспортом. Для перевозчиков Северо–Запада России это создаёт дополнительную неопределённость. Важно понимать, что после введения масштабных санкций ЕС против России в 2022 году прямые экспортно–импортные потоки из Северо–Западного федерального округа через Литву и Польшу в страны ЕС и Турцию уже сократились до минимума или вовсе прекратились. Большинство ключевых экспортных товаров региона — минеральное топливо, уголь, сталь, древесина — оказались под прямыми запретами на импорт в ЕС или транзит через его территорию. В результате поставки были перенаправлены на другие направления. В целом можно сделать два вывода. Во–первых, ограничительные меры со стороны Польши и Литвы не создают новых проблем для крупнотоннажных экспортных потоков, так как они уже были переориентированы. Но, во–вторых, эти решения усугубляют ситуацию для оставшихся несанкционных перевозок. В краткосрочной перспективе это означает рост тарифов и логистических издержек, особенно для Калининградской области, в долгосрочной — дальнейшую адаптацию российского автотранспортного рынка к восточным и южным маршрутам.
Михаил Дьяконов
учредитель и CЕО логистической компании "Фрэйт Логистик Групп"
Грузы из Европы в Россию доставлялись только по двум маршрутам — через Польшу и через Литву. И оба грузопотока шли через Белоруссию. Напрямик из Европы можно выехать через Латвию и Эстонию, но эти маршруты не слишком популярны в связи с крайне взыскательной таможней со стороны этих прибалтийских государств и — как следствие — сложностью перехода и высокой вероятностью задержки грузов. Также существует некоторый импортный грузопоток через Калининград, но он тоже сильно затруднён и крайне мал. Прямые маршруты из Европы возможны для товаров, не входящих в санкционные списки, а также транзитных, следующих в страны Средней Азии. Реальной и вполне адекватной альтернативой сухопутным маршрутам уже достаточно давно являются морские перевозки из Роттердама на Санкт–Петербург. Нет сомнений, что теперь море примет на себя дополнительную нагрузку вследствие сложностей при импортном транзите через Белоруссию. Что касается морского порта Санкт–Петербург, то его мощности свободно справлялись с грузооборотом, на порядок превышающим текущие объёмы, даже с учётом некоторого увеличения вследствие компенсации изменений на польской и литовской границах.
Артём Баршай
генеральный директор "СоюзХимТранс–Авто"
Удлинение маршрутов (через Казахстан и морские порты) приведёт к росту стоимости автоперевозок, так как повышенная нагрузка на альтернативные КПП и использование мультимодальных схем увеличивают издержки на топливо, амортизацию и оплату труда водителей. Дополнительно в преддверии новогодних праздников нагрузка на логистику традиционно возрастает, что усиливает конкуренцию за транспорт и дополнительно повышает тарифы. В ближайшей перспективе стоимость перевозок может вырасти на 25–40%, а для срочных грузов — до 50–60%. Сроки доставки увеличатся в среднем на 5–10 дней. Прямое удлинение маршрута добавляет от 7 дней, а очереди на границе с Польшей и Литвой могут привести к простою от нескольких дней до 2 недель. Данная ситуация делает планирование времени транзита непредсказуемым.
Тина Анистен
владелец группы Sinoimpor в России
По данным партнёров ПЭК в Белоруссии, цена доставки может увеличиться на 10–30%, в зависимости от маршрута и типа груза. При этом мы не ожидаем значительного повышения сроков доставки. В текущих условиях основной обходной маршрут для автоперевозчиков Северо–Запада России проходит через польскую границу. Польша планирует открытие двух новых пунктов пропуска, что повысит пропускную способность и ускорит прохождение границы. Да и транзитное направление через Казахстан стабилизируется. Заторы значительно уменьшились, но проблема с задержками при выборочных досмотрах всё ещё существует. Очереди хотя и сократились, но полностью не исчезли.
Сергей Матеюк
руководитель направления развития ПЭК в Республике Беларусь
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.