Структура "Газпрома" летом 2025 года приобрела контрольный пакет акций российского производителя автомобилей класса люкс Aurus, сообщили два источника, знакомых с ситуацией.
"Газпром тех", дочерняя компания "Газпрома", которая занимается активами в авиации, судостроении и автопроме, стала владельцем 51% акций Aurus. Сумма сделки составляет около 12-13 млрд рублей.
Ранее доля в Aurus принадлежала арабскому фонду Tawazun (36%) и ФГУП НАМИ (63,5%). После сделки арабский фонд передал свои акции российской компании "Дедал", а ФГУП НАМИ по-прежнему является основным держателем доли.
В конце 2023 года обсуждалась возможность, что "Газпром" получит до 40% акций Aurus, часть которой могла перейти от НАМИ. Эти средства предполагали вложить в развитие более доступных моделей.
"Газпром" не был особенно заинтересован в приобретении доли, но, по словам источников, вынужден был это сделать с условием смены руководства компании.
В сентябре 2024 года в Aurus сменился гендиректор: его заменил Андрей Богинский, ранее работавший в корпорации "Яковлев".
Проект Aurus начался в 2013 году по поручению правительства для создания семейства автомобилей — лимузина, седана, минивэна и внедорожника, с целью перевозки первых лиц страны. На разработку выделено около 12,4 млрд рублей.
Первые модели, такие как лимузин Senat, использовались на инаугурации Владимира Путина в 2018 году.
Производство автомобилей в настоящее время ведётся в Елабуге, рядом с "Соллерс", где собирают модели Senat и внедорожник Komendant. Также собираются бронированные версии для правительства в Москве.
В будущем планируется запуск производства автомобилей под брендом Senat на бывшей площадке Toyota в Петербурге, которое должно начаться в 2026 году. Работа по организации производства идёт с трудностями, в том числе это связано с поиском китайского партнёра Hongqi, который должен был стать соучастником проекта.
По мнению экспертов, введение нового акционера и смена менеджмента указывает на желание контролировать издержки и ускорить развитие производства. Отмечается, что в последние годы развитие проекта Aurus замедлилось, и переговоры с партнёрами шли медленно, передают "Ведомости".
В прошлом году бывший завод Toyota в Шушарах передали государственному бренду премиальных авто Aurus, а в июне 2024-го компания подписала соглашение со Смольным о развитии автомобилестроительного кластера.

