Большой город ежедневно производит огромное количество мусора, который оседает в том числе и в водных артериях
00:1530 октября 202500:15
20просмотров
00:1530 октября 2025
Реки и каналы Петербурга нуждаются в постоянной очистке. От этого напрямую зависят и возможность использования их в качестве транспортных артерий, и состояние воды, и экология окружающих кварталов.
Все знают, что Санкт–Петербург — город рек и каналов. Их суммарная водная поверхность занимает 7% всей площади города. Из 284 км водотоков 160 км приходится на 20 искусственных каналов, которые эксплуатируются, стареют, мелеют и требуют регулярной очистки.
Сохранить и защитить
Исторический центр нашего города является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Однако центральные реки и каналы Северной столицы сами по себе не имеют статуса объектов культурного наследия. Хотя и неразрывно с ними связаны — объектами культурного наследия часто являются набережные. Зато этот высокий статус могут получить (и получают) водные объекты, входящие в состав дворцово–парковых ансамблей.
Так что, несмотря на формальное отсутствие у многих водотоков и водоёмов международного охранного статуса, в юридическом аспекте наши каналы защищены достаточно хорошо.
При этом богатое водно–культурное наследие Петербурга не только украшает город, но ещё и играет важнейшую транспортно–инфраструктурную и рекреационную роль. Столь интенсивная эксплуатация и важная экономико–социальная значимость ведут к необходимости своевременной уборки акваторий от наплавных загрязнений и мусора. Кроме того, требуется регулярно косить водную растительность, расчищать водоток, предотвращать и ликвидировать разливы нефтесодержащих жидкостей.
История Санкт–Петербурга — это история как создания, так и засыпки каналов. В прошлом их существовало гораздо больше. Но утрата первоначального хозяйственного значения, необходимость улучшения транспортной доступности и неэффективность затрат привели к тому, что все не играющие важной роли в архитектурно–культурном и хозяйственном плане водотоки исчезли с карты города.
Как заверили корреспондента "ДП" в комитете по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт–Петербурга, в настоящее время засыпка рек и каналов не осуществляется и не планируется. Так что существующее соотношение суши и воды в городе останется неизменным.
Глубже не становятся
В городе регулярно проводятся работы, так или иначе связанные с изменением дна и берегов водных объектов. В среднем работы по очистке центральных рек и каналов необходимо проводить раз в 12–20 лет. Для каждого судоходного водного объекта установлены свои параметры в зависимости от вида используемого водного транспорта.
Однако есть и общие моменты. Например, расчистка старых водных объектов от донных отложений всегда проводится до отметки "твёрдого" дна. То есть принятый в обиходе термин "дноуглубление" юридически не корректен, так как отметка "твёрдого" дна не меняется.
Помимо поддержания необходимой для судов глубины фарватера дноочистительные работы снижают содержание биогенных и загрязняющих веществ, уменьшают негативное влияние донных отложений на качество воды, увеличивают её прозрачность, улучшают кислородный режим, снижают степень зарастания водной растительностью, нормализуют грунтовое питание.
Извлечение донных грунтов, безусловно, может влиять на берега и набережные. В связи с этим при разработке проектной документации учитываются условия в зоне проведения работ, например наличие набережных. Разработанная проектная документация согласовывается со всеми заинтересованными лицами, в том числе балансодержателями различных сооружений.
Так что если чья–то хозяйственная и коммерческая деятельность связана с водными объектами, его интересы будут учтены. В этом плюс нашей эпохи, когда исторический облик центральной части города уже сложился. Соответственно, планируя создание, скажем, ресторана на берегу Мойки или Фонтанки, вы можете быть уверены, что указанные водотоки останутся такими же даже через 100 лет и никакая шестиполосная автострада вместо голубой ленты канала здесь уже не появится.
Мусор — на полигон
Неотъемлемой частью работ при проектировании является исследование донных грунтов. В том числе проводятся химический и бактериологический анализы, токсикологические и радиологические исследования. И тут нас ждёт приятный сюрприз.
“
"Учитывая специфику образования наносов центральных рек и каналов Санкт–Петербурга, соответствующие донные отложения, как правило, характеризуются незначительной степенью загрязнения", — рассказывают специалисты Комприроды.
При производстве работ по расчистке центральных рек и каналов транспортировка донных грунтов осуществляется водным путём с их последующим размещением в специальном отвале. В остальных случаях донные грунты, извлечённые в ходе расчистки водных объектов, транспортируются наземным путём на полигоны или объекты утилизации. Таким образом город убивает двух зайцев: помимо удаления лишнего грунта он помогает рекультивировать объекты размещения твёрдых бытовых отходов.
Годовые планы
Расчистка водотоков идёт в соответствии с утверждённым планом, так что тут не бывает неожиданностей (кроме аварийных нефтеразливов). Тем более что соответствующие мероприятия на многих объектах требуют приличного времени — иногда больше года.
Как сообщили "ДП" в СПб ГБУ "Экострой" (это лишь одно из учреждений, выполняющих дноочистительные мероприятия в рамках госзадания), в 2024 году дноочистительные работы проводились на реке Пряжке, на участке Дудергофского канала, участке реки Новая (от пр. Народного Ополчения до поликлиники №88), на Сапёрном пруду водоподводящей системы города Петергофа.
В 2025 году очистка Сапёрного пруда будет закончена, а вот на реке Новая ещё продолжится. Также начаты работы на Чёрной речке (Приморский район), Продольном пруду (ГМЗ "Царское Село") и Карпатском пруду (Фрунзенский район).
В 2026 году планируется выполнить работы на Верхних прудах (ГМЗ "Царское Село"), протоках Суздальских озёр, продолжить работу на Чёрной речке и завершить работы на реке Новая (от пр. Ветеранов до ул. Солдата Корзуна).
Так что если и осталось в этом мире что–то неизменное, то это, по–видимому, наши исторические каналы. Наши внуки, так же как и Александр Пушкин, будут смотреть на отражение в волнах Мойки и Фонтанки того же дождливого серого неба. Если, конечно, мы не забудем их почистить…

