Нештатная ситуация: теневая занятость становится всё дороже для работодателя

В Петербурге штрафы бизнесу за нелегальных мигрантов могут доходить до 1 млн
Автор фото: Rustamxakim/Shutterstock/FOTODOM

Меры борьбы с нелегальной занятостью становятся всё строже, штрафы выше, но победить это явление государству не удаётся. Причём нелегально устроенными массово оказываются как трудовые мигранты, так и граждане РФ.

Тема нелегальной (теневой или серой) занятости и борьбы с ней последнее время звучит весьма громко. И поводы для этого дают отнюдь не только нарушения миграционного законодательства. В начале прошлой недели стало известно о несчастном случае на стройплощадке Дворца танцев Бориса Эйфмана в комплексе административных зданий Верховного суда РФ. Сорвавшийся с высоты маляр был гражданином России, но, как установили специалисты Северо–Западной межрегиональной гострудинспекции, работал без заключения трудового договора.
Вообще о случаях, когда неправильно трудоустроенные (или вовсе не оформленные) работники получают травмы или даже погибают, Гострудинспекция сообщает с завидной регулярностью. "ДП" направил в ведомство запрос с просьбой предоставить полную статистику за текущий год, однако там не успели ответить к моменту выхода материала. Так или иначе, очевидно, что нелегальная занятость не исключение, а скорее правило для современного рынка труда. И победить её не удаётся, несмотря на всё более строгое регулирование.

Оказались крайними

Самое заметное событие нынешней осени в плане борьбы с нелегальной занятостью — обыски в компании "Лидер консалт", занимающейся привлечением иностранной рабочей силы. Нескольким менеджерам компании предъявили обвинения по ч. 3 ст. 322.1 УК РФ (организация незаконной миграции) и затем отправили их в СИЗО либо под домашний арест.
Спустя некоторое время выяснилось, что сотрудники компаний, входивших в контур деятельности "Лидер консалта", сами оказались в роли бесправных нелегалов. В редакцию "ДП" поступило несколько обращений от людей, представляющихся сотрудниками фирмы. Все они утверждают, что не знали о нелегальных схемах, которые использовал менеджмент. Теперь же им отказываются выплачивать зарплату и требуют увольняться по собственному желанию задним числом.
"У многих просто не было выбора — людей пугали, что иначе останемся без документов, без возможности получить даже то, что уже заработано честным трудом. Теперь мы все в подвешенном состоянии. Без работы. Без выплат. Без понимания, что будет дальше. Мы слышим, что руководители всё же получили свои выплаты, а нам говорят — “денег нет, ждите следствия”", — утверждает один из авторов таких обращений.
При этом на письма и сообщения в мессенджерах от журналистов авторы таких заявлений не отвечают.
В распоряжении "ДП" имеется жалоба, направленная в прокуратуру Санкт–Петербурга 11 сотрудниками компании "Алмаз". По словам авторов жалобы, фирма входит в группу компаний "Лидер Консалт Групп".
По данным сервиса "Контур.Фокус", профиль "Алмаза" — "деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включённая в другие группировки", офис расположен по адресу: Санкт–Петербург, Петровская коса, 1, корп. 1, лит. Р. При этом никаких явных связей с "Лидер Консалтом" не прослеживается.
Ранее объединённая пресс–служба судов Петербурга распространяла версию следствия, согласно которой фигуранты дела формировали и предоставляли полиции поддельные гражданско–правовые договоры с мигрантами, содержащие недостоверные сведения о том, что те работают в нескольких подконтрольных соучастникам организациях. В частности, перечислялись ООО "Норд", ООО "Рапид", ООО "Звезда", ООО "Гранит", ООО "Вавилон". Не исключено, что в этот же перечень входил и "Алмаз".
Авторы жалобы указывают, что начиная с 12 сентября лишены возможности выполнять свои трудовые функции, поскольку доступ к рабочим местам закрыт. Удалённый доступ к рабочим программам и рабочей почте также заблокирован.
"Руководящий состав на рабочем месте отсутствует, на телефонные звонки не отвечает. Отдел кадров, юридический отдел и бухгалтерия, как нам сказали, уволились. 20.09.2025 г. заработная плата нам выплачена не была. 23.09.2025 г. нас пригласили на собрание, где неизвестные нам лица сказали о необходимости написать заявление на увольнение по собственному желанию, при этом пояснили, что заработную плату мы не получим, а наши трудовые книжки были изъяты сотрудниками правоохранительных органов", — говорится в тексте.
Прокуратура переадресовала жалобу в Гострудинспекцию (копия письма есть в распоряжении "ДП").

Дальше — сами

Ситуация вокруг "Лидер Консалта" оказала серьёзное влияние на теневой сектор рынка труда. Как рассказал "ДП" владелец одной из подрядных компаний на условиях анонимности, раньше всё было просто. Строительные компании платили деньги подобным компаниям, а те обеспечивали рабочими объекты.
"Да, по закону — серая схема. Но по деньгам — эффективно, а по управлению — понятно", — говорит собеседник издания.
Сейчас этот подход почти умер. Жесткость миграционного законодательства, цифровые профили, приложение "Амина", уголовные дела — всё это обрушило старую систему.
"Парадокс в том, что финансовой нагрузки это почти не добавило. Вернее, она сместилась. Раньше я платил деньги и получал результат. Теперь я плачу те же деньги, но вынужден сам становиться для мигрантов и кадровой службой, и соцработником", — говорит строитель.
По его словам, пришлось завести в штате отдельного человека — "менеджера по работе с персоналом". Его задача не просто учесть рабочих, а постоянно следить за их документами, вовремя подавать сведения, отслеживать, чтобы они не забыли передать геолокацию через "Амину", и, если что, "вытаскивать" их из проблем с органами.
Впрочем, предложения от новых "лидер консалтов" никуда не делись. Они всё так же звонят и предлагают "решить вопрос с персоналом" по старой, "проверенной" схеме. Только теперь за этим стоит не просто серая бухгалтерия, а реальная уголовная статья.
"Государство теперь настаивает, чтобы каждый иностранный работник был оформлен напрямую у реального работодателя с полной кадровой и налоговой ответственностью", — подтверждает управляющий партнёр юридической компании "Интеллектуальная защита" Юрий Митин.

Без мигрантов никуда

Как отметил управляющий партнёр юридической компании N.A. Legal Никита Антипенко, в последнее время случаи привлечения компаний к ответственности за нарушение трудового законодательства заметно участились, особенно при выявлении фактов незаконной занятости мигрантов.
"Это прежде всего административная ответственность. Однако штрафы могут доходить до 1 млн рублей, причём за каждого мигранта будет назначен отдельный штраф", — отметил он.
Параллельно с этим участились проверки контролирующих органов, сформировалась устойчивая судебная практика. В результате некоторые компании, которые раньше шли на риск с целью оптимизации ресурсов, сейчас отказываются от таких перспектив.
Тем не менее для некоторых сфер — стройка, транспорт, потребительский рынок — привлечение мигрантов критически важно. Их часто нанимают на позиции водителей, курьеров, экспедиторов и в службы логистики.
"Незаконная и неформальная занятость среди этой категории работников до сих пор остаётся распространённой, несмотря на последовательное ужесточение законодательства. По экспертным оценкам, от 20 до 40% трудовых мигрантов, занятых на транспорте, работают с нарушением миграционных или трудовых норм", — комментирует Юрий Митин.
Помимо фиктивных договоров и посредников распространены другие формы нелегального труда — это работа без патента или разрешения на работу, работа не в том регионе или не по той профессии, что указаны в документах, а также оформление отношений устно, без трудового договора. В последние годы регионы вводят отраслевые ограничения и квоты, а в ряде субъектов РФ полностью запрещено использование труда мигрантов на транспорте.

Кому выгодно?

Нелегальная занятость меняет обличья, но остаётся весьма распространённым явлением. Самая частая причина — желание работодателя сэкономить и "не возиться с бумажками".
"Сейчас максимальный штраф за нелегальную занятость составляет от 50 тыс. до 100 тыс. рублей (если нет несчастных случаев и нарушений в части охраны труда). Для многих недобросовестных работодателей рискнуть таким штрафом куда привлекательней, чем оформлять работников в штат и нести сопутствующие расходы", — объясняет руководитель юридической практики в SuperJob Александр Южалин.
В компании "Деловой партнёр" обращают внимание и на другие причины, в частности правовую безграмотность и страх соискателей. Многие сотрудники просто не знают своих прав или сознательно соглашаются на нелегальные условия из–за страха потерять заработок. Бывают и другие ситуации.
"Иногда человек соглашается на работу без оформления, потому что “надо срочно”. Например, хочет сохранить пособие. Либо проходит банкротство и ему нужна зарплата в конверте. Такие люди сознательно идут на риск, остаются без больничных, отпусков и пенсионных отчислений. Это создаёт порочный круг", — отметили там.
В то же время в компании "Деловой партнёр" подчёркивают, что прогресс заметен. С 2025 года штрафы за нарушения в сфере труда значительно выросли. Появились новые финансовые обязательства, например компенсация расходов на депортацию нелегально работающего мигранта.
"Теперь невыгодно быть “теневиком” не только из–за репутации, но и по прямой финансовой логике", — констатируют там.
Незаконная занятость, в том числе с участием мигрантов, является распространённой проблемой в транспортной отрасли. Это проявляется в различных формах: неоформленные трудовые отношения, использование труда мигрантов без соответствующих разрешений, а также нарушение условий труда и оплаты. Работодатели могут привлекать работников, включая мигрантов, без заключения трудовых договоров. Это означает, что работники не имеют официального статуса, не получают социальных гарантий (оплата больничных, отпусков, пенсионные отчисления) и могут быть уволены без законных оснований. В таких случаях трудовые отношения могут возникнуть на основании фактического допущения к работе с ведома работодателя, даже если трудовой договор не оформлен письменно. В случае нарушений работодатели могут столкнуться с последствиями: административной ответственностью, доначислением налогов, утратой права на участие в государственных закупках. Усиление контроля со стороны государственных органов может способствовать снижению уровня незаконной занятости. Но полное обеление рынка транспортных услуг требует комплексного подхода, включающего упрощение процедур официального трудоустройства для работодателей и работников, в том числе для мигрантов; эффективное применение мер ответственности за нарушения; создание условий для добросовестной конкуренции.
Александр Бударгин
руководитель группы "Юристы Бударагин А.А. и партнёры"
Главный документ, определяющий взаимоотношения работника и работодателя, — это трудовой договор. При его подписании нужно проверить, чтобы он был бессрочным (если планируете работать постоянно в организации), должность, указанную в договоре, долю ставки, режим рабочего времени. Если планируете работать полный рабочий день, то и в трудовом договоре это должно быть отражено правильно. Не нужно соглашаться на оформление, например, только на половину ставки (неполное рабочее время 4 часа, например). Даже если работодатель убеждает, что платить будет за 8 часов работы, просто часть неофициально. Если после начала работы вы понимаете, что что–то оформили неправильно, то имеет смысл в письменном виде обратиться к своему работодателю за разъяснениями, предложить переоформить сложившиеся трудовые отношения. Если работодатель вам отказывает, можно обратиться за консультацией в Государственную инспекцию труда. Безусловно, внимание государства к вопросам нелегальной занятости приведёт к уменьшению такого сектора в структуре занятости. Одним из критериев для государства станет увеличение налоговых отчислений за работников. Ближайшие изменения коснутся самозанятых. В последние годы часть работников были оформлены в этом статусе, но фактически работали как штатные сотрудники. Статистика изменений здесь также будет показательна.
Наталья Горбатова
декан факультета дополнительного профессионального образования Президентской академии в Санкт–Петербурге
Чтобы обелить рынок, либо работникам, либо работодателям (а в идеале обеим сторонам) должно быть выгодно выходить "в белую". Если у работников (мне кажется, что их проще заинтересовать) будут стимулы работать официально в виде каких–то эффективных социальных гарантий, рынок серой занятости сильно сократится. Само понятие незаконной занятости довольно растяжимо. Это не однозначная категория, а скорее некий градиент.
Вячеслав Якубенко
научный сотрудник Центра теории рынков и пространственной экономики НИУ ВШЭ — Санкт–Петербург
Тем, кто ищет работу, первым делом следует изучить цифровой след компании. Не ограничивайтесь красивым сайтом. Проверьте отзывы сотрудников на HeadHunter, посмотрите оценки и комментарии на "Яндекс.Картах" и в 2ГИС — там часто остаются живые и неотфильтрованные впечатления. Не подписывайте ничего с ходу. Особый "красный флаг" — испытательный срок до 6 месяцев. Такой длительный период часто служит приманкой, после которой сотруднику предлагают не трудовой договор, а менее защищённые формы занятости — ГПХ или статус самозанятого с переводом зарплаты в "сдельную" без каких–либо гарантий.
Эльмина Акбашева
HR, эксперт по найму платформы "Мигрант Сервис"
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.