00:4613 октября 202500:46
34просмотров
00:4613 октября 2025
Объединённая судостроительная корпорация (ОСК) представила на международной выставке RAO/CIS Offshore в Петербурге проект локализации оборудования систем подводной добычи газа. Речь идёт о выпуске отечественных подводных манифольдов для Южно–Киринского газоконденсатного месторождения в Охотском море, оператором которого выступают структуры ПАО "Газпром". Разработка станет первым примером, когда судостроительные мощности задействуются для серийного производства нефтегазового оборудования.
Проявили самостоятельность
“
"Кустовой подводный манифольд — это, по сути, разветвлённая система клапанов и труб, которая собирает нефть и газ от нескольких скважин на морском дне и направляет их к установке на поверхности или на берегу. Он играет роль центра управления подводной добычей: принимает поток, регулирует давление, распределяет реагенты и следит, чтобы ничего не вышло из строя. По сути манифольд — это сердце эксплуатационной установки для добычи углеводородов", — рассказал "ДП" ведущий инженер Всероссийского НИИ геологии и минеральных ресурсов Мирового океана им. академика Грамберга Виктор Богин.
Разработчиком выступает конструкторское бюро "Малахит", которое в 2019 году изготовило первый отечественный опытный образец в рамках госпрограммы "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений".

Производить оборудование планируется на мощностях Центра судоремонта "Звёздочка" и Амурского судостроительного завода — площадках, которые, по оценке корпорации, обладают достаточной производственной базой и опытом работы с крупногабаритными металлоконструкциями. Манифольд монтируется на донную опорную плиту, рассчитанную на глубины до 500 метров, и оснащается системой защиты от механических воздействий.
“
"Предстоящая локализация производства подводных манифольдов на мощностях ОСК демонстрирует готовность российской судостроительной отрасли к самостоятельной сборке и испытаниям оборудования систем подводной добычи, соответствующего требованиям надёжности и промышленной безопасности", — отметила заместитель директора департамента продаж и контрактации гражданских судов ОСК Наталья Ошикер.
По её словам, корпорация уже подписала рамочное соглашение с компанией "ГЛ Инжиниринг" о проектировании и поставке оборудования подводных добычных комплексов, которое должно обеспечить полный производственный цикл — от проектирования до испытаний.
Ключевой поворот
По оценке Виктора Богина, локализация таких систем может стать поворотным этапом для российской шельфовой добычи.
“
"Локализация подводных манифольдов — это без преувеличения шаг стратегического масштаба. Но в действительности сделан этот шаг будет только в случае запуска серийного производства. До 2022 года всё подобное оборудование закупалось у иностранных подрядчиков, и его отсутствие стало одной из причин, почему ряд шельфовых проектов в Охотском и Баренцевом морях пришлось на время отложить. Теперь, если ОСК действительно развернёт такое производство, Россия получит возможность не зависеть от импорта и проводить подводную добычу собственными силами. Для геологов и проектировщиков это вопрос не только технологий, но и стабильности долгосрочного планирования месторождений", — говорит он.
Стоит заметить, что на Петербургском международном газовом форуме глава ПАО "Газпром" Алексей Миллер заявил, что будущее газовой добычи связано именно с освоением новых шельфовых месторождений. Россия в этом процессе сыграет ключевую роль благодаря запасам газа объёмом 87 трлн м3, находящимся в российской Арктике.
“
"В самое ближайшее время морская добыча на новых месторождениях — вот вам роль России, важная роль России, которую она по–прежнему будет играть как ресурсная база", — подчеркнул он (цитата по ТАСС).
Начало долгого пути
Экономисты, впрочем, напоминают, что технологический рывок потребует времени.
Профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами СПбГЭУ Андрей Алексеев отмечает, что от появления опытного образца до устойчивого серийного выпуска проходит не меньше 3–4 лет даже при благоприятных условиях.
По его словам, речь идёт о долгосрочной стратегии: сегодня судостроение только начинает осваивать смежный сегмент нефтегазового инжиниринга. Основной эффект проявится на горизонте 10–15 лет.
“
"Любая инновация в промышленности проходит долгий путь — от лабораторного образца до стабильного серийного изделия. Здесь важно не спешить, а выстроить систему испытаний и сертификаций. Если ОСК выдержит этот ритм, через несколько лет можно будет говорить о формировании нового сегмента судостроительной экономики", — комментирует он.
Развитие таких компетенций, по оценкам экспертов, делает промышленную кооперацию Петербурга и северных регионов глубже и разнообразнее. Судостроение, традиционно замыкавшееся на флот, становится полигоном для высокотехнологичных проектов, от которых зависит не только шельф, но и устойчивость всей промышленной системы.