Стройки нагрузили железные дороги в Карелии

Автор фото: ТАСС

На фоне общего снижения объёмов грузоперевозок на РЖД в Карелии в сентябре отмечен рост. Его обеспечили строительные грузы.

Погрузка на всех железнодорожных станциях в Республике Карелия в сентябре 2025 года составила 2,3 млн тонн, что на 2,9% больше, чем за сентябрь 2024–го, сообщили "ДП" в пресс–службе Октябрьской железной дороги.
Прирост достигнут за счёт строительных грузов. Их погрузка в сентябре выросла на 9,7% — до 1,4 млн тонн.
Президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры (НИЦ ПИ) Павел Иванкин называет несколько возможных причин роста погрузки. Первая — это сезон завершения строительных контрактов. А вторая — снижение ставок аренды на полувагоны.
"Если смотреть цифру, то она красивая, почти 10%. Но в абсолютных цифрах показатель ничтожный, всего 1,4 млн тонн. Не исключено, что кто–то из грузовладельцев получил дополнительный контракт, а РЖД сейчас принимают на сеть все грузы и никому стараются не отказывать", — говорит эксперт.
Директор по логистике и развитию продаж группы "Базальт" Андрей Ходеев считает, что грузы переориентировались с других видов транспорта. Он называет два ключевых фактора.
"Первый фактор — это изменения правил автоперевозки. Сегодня автоперевозчики вынуждены работать в условиях ужесточения штрафов. А второй фактор — это уход речного флота под перевозку зерна. В итоге грузовладельцы строительных грузов вынуждены возвращаться на железнодорожную сеть", — отмечает он.
За 9 месяцев 2025 года погрузка на железной дороге в Карелии составила 19,5 млн тонн, что на 2,6% меньше, чем за январь–сентябрь 2024 года. На всей сети РЖД падение сильнее — на 6,7%, до 830,2 млн тонн грузов. Отправка строительных грузов по РЖД по итогам 9 месяцев снизилась на 13,1%, до 75,7 млн тонн.
Павел Иванкин не уверен, что этот скачок в погрузке строительных грузов в Карелии свидетельствует о смене тренда по всей сети РЖД и о возврате строительных грузов на железную дорогу.
В ИПЕМ обращают внимание на то, что общий спад перевозок строительных грузов становится меньше, "что может быть связано с дальнейшей реализацией отложенного спроса на перевозки, накопленного за первое полугодие 2025 года".
"В первой половине 2025 года спрос на нерудные строительные материалы снизился. Динамика указывает на умеренные темпы реализации дорожных работ, что во многом связано с корректировкой графиков строительства и переносом ввода части объектов, ограничивая, в свою очередь, спрос на щебень и песок", — говорит исполнительный директор аналитической компании "СМ Про" Евгений Высоцкий.
"Для нас каждая тонна груза имеет значение. Это не просто слова — это установка для всей команды, наш девиз, мантра. Мы активно прорабатываем новые решения и намерены вернуть те грузы, которые по разным причинам ушли на другие виды транспорта. При этом мы не можем работать в убыток", — говорит заместитель генерального директора — начальник Центра фирменного транспортного обслуживания РЖД Ирина Магнушевская.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.