Заведения общепита в Петербурге начали усиленно проверять на фоне борьбы с "наливайками".
С начала октября в Петербурге начались выборочные проверки заведений общественного питания, которые могут не соответствовать так называемым критериям ресторана. Органом государственного надзора с санкции прокуратуры выступает комитет по промышленной политике, инновациям и торговле (КППИиТ). Примечательно, что под контрольно–надзорные мероприятия попали заведения, чьи владельцы публично выражали активную гражданскую позицию в попытках отстоять свой бизнес.
Ревизоры с рулеткой
"Письма счастья" с предупреждениями о проверках начали прилетать владельцам заведений ещё в конце сентября, а в первых числах октября представители Смольного начали ходить по барам. Предприниматели попросили не раскрывать их имён и названий заведений, опасаясь ещё большего внимания к себе, но поделились тем, как проходят проверки.
После 22:00 в заведение заходят двое, пытаются приобрести алкоголь под видом посетителей, после чего предъявляют удостоверения и начинают проверку. Попытка купить спиртное — одно из её обязательных условий, от которого во многом зависит итоговый протокол. Другой непременный пункт — измерение помещения с помощью лазерной рулетки и высчитывание общей площади. Барная стойка, вокруг которой было очень много споров, входит в метраж только до её "внутреннего" края, то есть рабочая площадь бармена в общую площадь зала обслуживания посетителей не попадает.
Ещё один интересный нюанс — проверяющие от комитета приходят в сопровождении сотрудников полиции, которых могут сразу отпустить, если увидят, что в их присутствии нет необходимости. На вопрос о том, на каком основании в условиях действующего моратория заведение подвергается проверке, ревизоры ссылаются на санкцию прокуратуры.
В пресс–службе КППИиТ "Деловому Петербургу" сообщили, что проверки действительно проводятся, причём у тех, кто подал заявку на попадание в реестр ресторанов. Но почему чиновники приезжают проверять тех, кто не подавал никаких заявок ни в какой реестр, однозначного ответа там дать не смогли.
Также на условиях частичной анонимности о проверке своего заведения "ДП" рассказал владелец одного из баров на Петроградской стороне Роман К. Место существует уже более 10 лет, в ассортименте — только пиво и сидры, за всё время работы — ни одной жалобы от соседей или, как говорят, "привода". Однако Роман — один из тех рестораторов, кто не постеснялся выразить свою позицию по поводу законотворчества отдельных депутатов. И очень быстро получил уведомление о том, что к нему придут с проверкой.
В итоге представитель КППИиТ пришёл в сопровождении полицейского в 22:30 и, получив отказ на просьбу продать ему алкоголь, начал измерять площадь зала обслуживания.
“
"На предоставленные план ПИБ (проектно–инвентаризационного бюро. — Ред.), внутренние приказы, юридическое заключение по трактовке пункта № 4 закона и критериев ресторана, он сказал, что это всё им неинтересно, они измеряют по своим правилам. Они намерили до стойки 29 м2, хотя помещение сложной формы и даже до стойки там не менее 36 м2, а по стенам вообще 50,4. По итогам резюмировали, что алкогольную продукцию мы вообще не можем продавать в этом помещении. Кстати, о поверке “прибора”. Убеждали, что все сертификаты и инвентаризационные номера имеются и всё это будет присутствовать в итоговом акте, при этом никаких документов на право осуществления замеров у проверяющих не было", — рассказал Роман в разговоре с "ДП".
Вопрос выживания
Что касается самой процедуры, то, по словам бизнесмена, в такой ситуации прокуратура спускает в комитет адресный запрос на проверку конкретного помещения на соответствие закону. Далее комитет выезжает, проверяет, составляет акты и отправляет их в прокуратуру, после чего последняя направляет заведению сначала предписание на устранение нарушения и далее постановление с запретом на осуществление вида деятельности.
Оспорить результаты прокурорской проверки можно только в арбитражном суде, что с учётом сроков ставит под сомнение выживание заведения за время судебного разбирательства.
“
"Часть заведений 100% ждёт такой же персональный подход, так как очевидно, что есть “расстрельный список” заведений, которые заказали именно закрыть, а не просто проверить и отчитаться. В ходе проверки мне было очевидно, что нас пришли именно закрывать, так как, во–первых, пришёл лично начальник отдела, а во–вторых, отказ в продаже алкоголя его огорчил и ему пришлось копать глубже и натягивать сову на глобус, хотя сам проверяющий был весьма вежлив и достаточно приятен. А после заполнения бланков вообще выразил своё соболезнование сложившейся ситуации, неоднократно повторяя, что они — исполнительная власть и не выбирают, какие законы соблюдать", — резюмировал Роман.
Стоит отметить, что пока готовился этот материал, Роман уже получил предписание от комитета — либо найти 50 м2 до 21 ноября, либо не продавать алкогольную продукцию вообще. Предприниматель планирует оспаривать это решение.
Для тех, кто ещё пытается спасти своё заведение, открывается последнее окно возможностей. В частности, в I Believe Bar, совладелец которого Дмитрий Карчевский всегда открыто и активно выражал свою позицию по закону и тоже получил уведомление о проверке, уже начался ремонт, чтобы увеличить площадь зала обслуживания до 50 м2. По предварительным подсчётам, переустройство помещения может обойтись минимум в полмиллиона рублей.
“
"При этом пару лет назад в баре был проведён масштабный ремонт, в процессе которого появилась новая большая кухня, на которой, соответственно, стало и больше возможностей. Теперь же ситуация складывается так, что из–за необходимости расширения зала на несколько метров кухней частично придётся пожертвовать со всеми вытекающими последствиями", — отметил в разговоре с "ДП" Дмитрий Карчевский.
С просьбой о защите своих прав владельцы заведений обратились к зампреду комиссии Заксобрания по промышленности, экономике и предпринимательству Наталии Астаховой, а также к уполномоченному по правам предпринимателей Валерию Калугину. Они оба ещё на круглом столе "ДП" пообещали помочь малому общепиту в сложившейся ситуации.
В своих письмах Астаховой и Калугину владельцы маленьких баров жалуются: "Вызывает тревогу, что объектами этих проверок стали именно те заведения, чьи владельцы или управляющие публично критиковали принятый в мае этого года закон № 301–50. Очевидно, что идут попытки запугать предпринимателей, выражающих свою гражданскую позицию. Считаем это недопустимым. В частной беседе представители КППИиТ сообщали о приказе на проверку 12 баров".
В аппарате Валерия Калугина "ДП" рассказали, что обращения от баров получили.
“
"В последнее время их деятельность сталкивается с меняющимися требованиями, ужесточением правил и введением дополнительных ограничений, которые создают серьёзную нагрузку на бизнес. Обеспокоенность вызывают и жалобы владельцев небольших баров на проведение проверок и замеров площадей помещений без привлечения квалифицированных специалистов, что ведёт к необъективным выводам", — подчеркнул Калугин.
Наталия Астахова была более сдержанна в оценке ситуации: "Не думаю, что проверки назначают по лайкам к постам. Хотя если так, то стоит обратить пристальное внимание на тех, кто чересчур активно любит посты руководства. Главное сейчас — не хлопать дверями, а разговаривать".
Добавим, что по состоянию на 9 октября в КППИиТ поступило 411 заявлений о включении объектов в "реестр ресторанов", по которым 226 заведений уже включены, 63 заявки находятся на стадии рассмотрения, 70 — оставлено без рассмотрения, 47 заявок исключены, в одном случае рассмотрение приостановлено, ещё четыре заявки находятся в работе.