Все четыре колеса: как квадроциклы уничтожают леса в Ленобласти

Любители квадроциклов начали вредить лесам Ленобласти
Автор фото: Архив "ДП"
Мощные колёса беспощадно рвут дёрн и разрушают берега водоёмов, оставляя за собой вспаханные полосы

Квадроциклы для одних служат развлечением, для других — способом добраться куда–то по бездорожью. Однако их бездумное использование может иметь серьёзные негативные последствия для природы.

Согласно опубликованным в 2025 году прогнозам ГК "Веломоторс", в ближайшей перспективе продажи квадроциклов будут расти не менее чем на 8% в год. Их стоимость колеблется в широком диапазоне — от 100 тыс. до 2 млн рублей. Так, позволить себе приобрести четырёхколёсный транспорт может и состоятельный житель мегаполиса, и обитатель глухой деревни, живущий сбором даров леса.
Существует много ситуаций, когда квадроцикл буквально необходим: спасательные работы, доставка в межсезонье продуктов в отрезанные от мира населённые пункты, научные изыскания и так далее. С другой стороны, популярен и специфический отдых, который предполагает передвижение по пересечённой местности. Недаром, читая новостную ленту, мы то и дело натыкаемся на истории о том, что кто–то заблудился в лесу, заехав на квадроцикле слишком далеко. Четырёхколёсный вездеход становится инструментом, при помощи которого люди пытаются бросить вызов природе.

Опасная игрушка

Риски проистекают главным образом как раз из–за злоупотреблений сильными сторонами вездехода. Простота управления, высокая проходимость, манёвренность, лёгкость ремонта и отсутствие переживаний за внешний вид транспортного средства создают иллюзию того, что на этом железном коне можно себе позволить буквально всё. Поэтому одни садятся за руль в нетрезвом состоянии (если нет дороги, значит не встретишь и ГИБДД), пускают за руль детей, смело экспериментируют со скоростью и углами наклона, забывая, что у любой манёвренности и проходимости существует предел. Точного учёта аварий нет, однако эксперты единогласны в том, что с ростом числа квадроциклов их количество увеличивается.
При этом разумно используемый вездеход несёт окружающей среде не больше вреда, чем обычная машина. Другое дело, что, несясь вне дорог, он уничтожает растительность. Например, один раз проехав по лишайниковому бору, можно оставить след, который будет зарубцовываться десятки лет. Лишайники растут очень медленно (3–5 мм в год) и крайне чувствительны к повреждениям и вытаптыванию.
"Травянистые растения более устойчивы к механическому воздействию, но злоупотреблять этим не стоит. При однократном проезде растения получают механические повреждения, после которых не все выживут и зацветут", — разъясняет эколог Сергей Грибалёв.
Многие лесные, красиво цветущие растения не совместимы с трассой искателей сложных маршрутов.
"Экосистема, которую превратили в мототрек, неизбежно деградирует. Обеднённый состав растительности будет представлен не коренными уникальными, а синантропными видами", — подчёркивает Грибалёв.
К синантропным видам относятся, например, подорожник и одуванчик. А вот ландыши окажутся в тяжёлом положении. Эти красивые растения цветут только на седьмой год жизни. Кроме того, цветоносные побеги образуются не ежегодно, а с периодичностью 2–3 года.
Также экологи обращают внимание на то, что уничтожение травянистой растительности ведёт к обнажению корней взрослых деревьев, которые начинают болеть и умирать. Параллельно с этим вездеход, который при движении старается выбрать новый маршрут, вместо того чтобы перемещаться по дороге, уничтожает подрост.

Закон не успевает

В соответствии со ст. 11 Лесного кодекса, граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах. Однако их пребывание там всё же может быть ограничено.
В частности, движение техники вне существующих лесных дорог и проездов недопустимо. Данное требование обусловлено неминуемым повреждением почв. Сумма причинённого лесам вреда рассчитывается по специальным формулам и подлежит взысканию.
Как сообщили "ДП" в комитете по природным ресурсам Ленинградской области, сотрудники лесничеств регулярно проводят контрольные мероприятия (патрулирования). При этом посодействовать в деле защиты лесов может каждый гражданин, направив информацию о совершённых нарушениях лесного законодательства (в том числе повреждении лесных насаждений квадроциклами) по единому федеральному телефону прямой линии лесной охраны 8–800–100–94–00 либо по единому телефону регионального пункта диспетчерского управления ЛОГКУ "Ленобллес" 90–89–111.
Сотрудники полиции в частных разговорах, на условиях конфиденциальности, сетуют на трудности с привлечением к ответственности хозяев квадроциклов, так как преследование в лесу требует аналогичного транспорта, а правонарушители часто не имеют государственных номеров, при помощи которых их можно было бы идентифицировать.
Слова сотрудников полиции подтверждает статистика. По данным аналитического агентства "Автостат", за 7 месяцев 2025 года в Россию было завезено 96,8 тыс. единиц новой мототехники. Ещё 28,4 тыс. было произведено за то же время внутри страны. При этом на учёт владельцы поставили всего 36,3 тыс. Остальные катаются без регистрации.
Правда, в данном случае речь главным образом идёт не о квадроциклах, а о так называемых питбайках — мини–мотоциклах класса с двигателем от 50 до 200 см3, мощностью до 15 л. с. Их не обязательно ставить на учёт, но на них нельзя выезжать на дороги общего пользования. Зато по лесам на них гоняют весьма активно. Такая форма экстремального туризма.
Впрочем, если правонарушителя всё же удаётся настигнуть, то вне зависимости от того, есть у него права и регистрация или нет, наказать его можно. Например, за передвижение вне дорог по особо охраняемым природным территориям (ООПТ) предусмотрено изъятие орудия совершения правонарушения, то есть в данном случае квадроцикла.

Можно, только осторожно

К сожалению, о строгости законодательства граждане осведомлены довольно слабо. Весьма показательна, например, реакция при проведении общественных слушаний о создании ООПТ, когда местные жители начинают возмущаться, что у них возникнут сложности при передвижении по лесу на вездеходах.
Квадроцикл как специализированный вид транспорта, разумеется, имеет право на существование. Вот только использоваться он должен в соответствии с действующим законодательством. Он может быть ценен при проведении спасательных работ, при надзорных мероприятиях, но, будучи дорогой игрушкой в непонятно чьих руках, приносит существенный вред экосистемам.
"Единственным способом решения конфликта между любителями экстремальной езды, основной частью общества и природой является просвещение и суровость надзорных органов, готовых применять к правонарушителям максимально жёсткие санкции, предусмотренные законом", — утверждает Сергей Грибалёв.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.