Российский рынок судовых канатов устроил игру в догонялки с импортом

Автор фото: ТАСС

Российский рынок судовых канатов превратился в набор производственных "островов" в большом океане дистрибуции.

Основу спроса на судовые канаты сегодня формируют несколько потребностей: швартовка, перевалка, рыбодобыча, ремонт и строительство флота, отдельные подъёмно–транспортные операции. При этом заводы, производящие качественную продукцию внутри страны, можно пересчитать по пальцам. А дальше начинается мир посредников, которые закрывают ассортимент за счёт импорта из Азии и гибкой логистики. В этой конфигурации выигрывает тот, кто умеет либо делать быстро и под спецификацию, либо привлекательно скидывать цену на типовые позиции.

Догонялки с импортом

Заместитель генерального директора петербургской компании "Канат" Андрей Кравцов описывает модель, в которой производитель сознательно уходит от посредников и делает ставку на прямые контракты. "География нашей работы — это вся Россия, без преувеличения, начиная от Калининградской области, заканчивая Камчаткой", — подчёркивает эксперт.
В такой конфигурации критично то, насколько быстро предприятие способно отработать запрос под конкретное техническое задание и в каком объёме держит ассортимент для срочных отгрузок.
"У нас нет ни одного дилера, и это принцип нашей компании, потому что, как я считаю, для предприятия это губительно. Но это моё личное мнение. Хотя есть примеры, где мы с ними работаем. И достаточно успешно. Потому что тем же дистрибьюторам, которые находятся на рынке и представляют иностранные компании и их продукцию, мы можем предлагать наши аналоги. И они соглашаются. Потому что мы можем сделать лучшее качество за более короткие сроки, что бывает критически важно для заказчика", — говорит Кравцов.
По импорту акценты предсказуемы: Индия, Китай, Турция. При этом у азиатских поставок остаётся уязвимое место — реакция на "нестандарт" и срочность.
Как уточняет руководитель компании "Морской дом" Алексей Пикулик, работающий с поставщиками из КНР, качество китайских канатов в целом одинаково с российскими, но цена выходит ниже, даже с учётом логистики и налогов.
"Есть, правда, позиции, где продукция из Китая дороже, но там и качество лучше. В итоге всё зависит от условий применения: канаты подходят под любые задачи, важно лишь правильно указать требования. Наши конечные потребители — это частные судовладельцы, рыбодобывающие и перерабатывающие предприятия, логистические компании", — рассказывает он.
Себестоимость синтетики для канатов упирается в цену полиамидов, полипропилена и полиэтилена. По словам Кравцова, многие производители базовых полимеров в стране завышают цены на внутреннем рынке. Что не мешает им осуществлять продажи в Китай или Индию по куда более низким ценам. Выход для производств есть — не играть "в догонялки" с ценовыми формулами и закупаться гибко, ежемесячно следя за реакцией рынка.
При этом "Канат" демонстрирует классическую "заводскую" дисциплину капитальных вложений — модернизация идёт пакетами и под понятный портфель.
"Более 1 млрд инвестиций за последние 5 лет было произведено. Мы модернизировали очень многое и стараемся дальше улучшать не только качество продукта, но и сам процесс производства: закупаем оборудование, причём не китайское, а европейское. С трудом, но получается", — отмечает эксперт.
Это не про сиюминутную окупаемость, а про "качество–сроки–повторяемость", где каждое новое звено в цепочке от нити до готового изделия повышает шансы выиграть заказ у импортной поставки.
"Если брать по отрасли, то я не скажу, что динамика у неё положительная, она больше стагнирующая. Можно смело сказать, что динамика околонулевая", — отмечает при этом Кравцов. Это объясняется разнонаправленностью сегментов: импорт частично замещается, но сильного прироста суммарных объёмов не видно.
По оценке Кравцова, "Канат" выпускает свыше 1 тыс. тонн готовой продукции в год, что соответствует примерно 5–10% российского рынка. Эти показатели не описывают всю отрасль целиком, но позволяют понять её координаты.

В ожидании возвращения

Отдельная микроэкономика — каналы сбыта импортёров–перепродавцов, которые поднимают оборот на массовых позициях. Говоря о логистике, важно понимать, что импорт проигрывает не в рублях, а во времени. Зато на коротком отрезке же — бьёт ценою и почти неограниченным наличием товара. Здесь у каждого своя математика, и выбор делает заказчик. Однако есть и другая, "сухопутная" часть отрасли, для которой "ровный фон" сейчас был бы в радость.
Компания "Крафт–канат", базирующаяся в Нижегородской области, ощущает давление сразу с двух сторон: и со стороны падения заказов в металлургии, и со стороны ценовой конкуренции с импортом.
"Производство падает, падает сырьё для производства. Мы завязаны по большей части на металлургию, а металлургия сейчас в сильном упадке. Поэтому и заказов меньше, чем обычно", — рассказал "ДП" представитель компании.
При этом сама продукция универсальна и может применяться в разных секторах — от судостроения до тяжёлой промышленности.
"На одном и том же оборудовании всё делается. Просто разное применение", — подчёркивает собеседник издания. Но для предприятия выбор базового заказчика критичен: если коллеги из Петербурга опираются на судостроение, то "Крафт–канат" завязан именно на металлургию, и от этого сегмента напрямую зависит стабильность работы.
Несмотря на трудности, компания сохраняет уверенность в будущем и избегает резких решений. "Паники нет, просто ждём, когда найдут тропинку в Европу и всё вернётся на круги своя", — говорит представитель "Крафт–каната". Его слова отражают подход, основанный скорее на ожидании восстановления внешних рынков, чем на резкой перестройке бизнес–модели.

Под любой "минус"

С материалами в канатной отрасли всё давно не сводится к "стали против синтетики". Сегменты и климат диктуют решения. Для арктических задач используется высококачественный полиамид и сверхвысокомолекулярный полиэтилен. Полиамид достаточно прочен, морозостоек, может выдерживать до минус 50 градусов.
"Единственный его минус — то, что он впитывает влагу и при низких температурах может просто задубеть. Но тут есть решение технологическое: специальные материалы, пропитки, которые нивелируют влагопоглощение. Обработайте его, и этот нюанс уходит", — подчёркивает Кравцов.
Сверхвысокомолекулярные волокна добавляют морозный "запас хода". Рабочий диапазон может расширяться до минус 70 градусов. Для северных широт это необходимо.
В сухом остатке отрасль выглядит именно так: есть несколько заводов, где инвестируют в производство, держат технологию, наращивают синтетику под климат и требования флота. И есть множество компаний, которые импортом и логистикой закрывают широту ассортимента и ценовые ожидания рынка.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.