Россияне начали экономить на гаджетах и бытовой технике

Автор фото: "Известия" / Эдуард Корниенко
Традиционной рознице долгое время помогал консерватизм потребителей, которые опасались покупать сложную технику в интернете

Рынок бытовой техники и электроники переживает период падения в связи с желанием потребителей экономить.

На прошлой неделе в СМИ были широко растиражированы слова совладельца и директора группы компаний DNS Дмитрия Алексеева о сильнейшем падении рынка электроники за последние 30 лет. Среди причин этого явления он указывал падение потребительского спроса и изменение структуры рынка в связи с влиянием маркетплейсов. У других игроков рынка своя точка зрения на происходящее.
В пресс–службе компании "М.Видео–Эльдорадо" отметили, что в ряде ключевых сегментов (ноутбуки, телевизоры, крупная бытовая техника) действительно наблюдается ощутимая просадка, которая влияет на общую динамику. Продажи ноутбуков упали на 10% в количественном и на 14% в денежном выражении, телевизоров — на 10% и 6%, настольных компьютеров — на 9% и 11%, рынок крупной бытовой техники сократился на 5% и 2% соответственно.
"Основными факторами стали высокая ключевая ставка, привлекательные ставки по депозитам, которые привели к переходу населения от потребления к накоплению, а также ограниченная доступность кредитов", — рассказали в пресс–службе компании.
Премиум–сегмент при этом, по статистике компании, остаётся более устойчивым. Однако, например, в мобильной электронике заметно смещение спроса в сторону среднего и бюджетного ценовых диапазонов.
Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин подтверждает, что просадка присутствует, особенно если рассматривать ситуацию со стороны рынка мобильных устройств.
"Рынок смартфонов в этом году уменьшится с 31,5 млн до 26–27 млн рублей. В рамках этого падения мы будем видеть совершенно другое распределение спроса. Средняя цена смартфона растёт, так как люди ориентируются на покупку смартфона на больший срок — 5–6 лет использования. Премиальный сегмент снижается и будет постепенно уходить вниз. Люди покупают меньше, и эта тенденция будет достаточно постоянной", — рассказывает он.
Тенденция к экономии также сильно проявляется на рынке беспроводных наушников. На сегодняшний день их средняя цена составляет уже меньше 2 тыс. рублей. Это свидетельствует о том, что люди выбирают менее известные модели, чтобы сэкономить. При этом перетекания потребителей на маркетплейсы Эльдар Муртазин не отмечает. Но признаёт, что они привлекают людей за счёт больших скидок на электронику.
Как рассказали в пресс–службе Wildberries & Russ, категория "Электроника" является одной из самых быстрорастущих на маркетплейсе.
Помимо этого, фиксируется тренд на смещение фокуса покупателей в сторону более дорогих, сложных и часто крупногабаритных товаров.
"В первом полугодии по сравнению с аналогичным периодом прошлого года продажи телевизоров в Петербурге выросли почти на 150%, ноутбуков — на 130%, планшетов — на 40%, МФУ — на 60%. В лидерах по приросту оборотов — крупная бытовая техника (+220%). По ряду специфических товаров с высокой средней ценой, например видеокарт, динамика ещё выше — продажи в Петербурге выросли на 340%. Предзаказы на новейший iPhone 17 в разы выше, чем на iPhone 16 в прошлом году", — выделяют в пресс–службе маркетплейса.
Аналитики "Авито" фиксируют устойчивый рост продаж как новой электроники, так и техники в ресейле. Так, в августе 2025 года россияне на 9% чаще, чем в июле этого года, приобретали новые ноутбуки и приставки, на 7% чаще — планшеты и электронные книги, на 5% чаще — телефоны.
"В ресейле мы видим схожую динамику: например, продажи ноутбуков, настольных ПК и оргтехники выросли на 8%, приставок — на 6%. Жители Санкт-Петербурга, по данным "Авито", также активно приобретают технику. В августе 2025 года продажи новых ноутбуков выросли на 21% по сравнению с июлем этого года, планшетов и электронных книг — на 14%, приставок — на 11%. Что касается ресейла, петербуржцы за месяц на 12% чаще стали покупать приставки, на 11% — ноутбуки, на 7% — настольные ПК и аудио- и видео-технику", — рассказал "ДП" руководитель бизнес-направления "Электроника и бытовая техника" в "Авито" Павел Комаров.
В компании "Ситилинк" признают, что маркетплейсы оказывают серьёзное воздействие на изменение структуры рынка. Так что бизнесу приходится перестраиваться под новые условия, чтобы не упустить покупателя.
"Мы не рассматриваем маркетплейсы как конкурента, мы видим их как один из приоритетных каналов сбыта. “Ситилинк” уже сейчас присутствует на всех ведущих маркетплейсах страны", — отмечает директор департамента закупок Merlion и "Ситилинк" Павел Курдюков.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.