Объём автокредитования в Петербурге резко сократился относительно прошлого года. Падение оказалось ещё сильнее, чем в продажах новых машин.
Согласно данным Объединённого кредитного бюро (ОКБ), с января по июль в Петербурге было выдано 30,9 тыс. кредитов на покупку автомобилей на общую сумму 46,2 млрд рублей. Это значительно меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Сокращение наблюдается по обоим показателям. Год назад петербуржцы оформили 48,3 тыс. займов на 83,5 млрд рублей.
Если разбирать июльские данные как наиболее свежие, то средний чек кредита за год уменьшился с 1,7 млн до 1,6 млн рублей, а средний срок — с 68 до 62 месяцев. Средневзвешенная полная стоимость кредита (ПСК) снизилась с 19,32 до 15,82%.
При этом в кредит петербуржцы стали чаще приобретать новые авто. Год назад на машины без пробега приходилась треть займов, теперь чуть больше половины.
Средний чек на новые и подержанные авто оказался почти одинаковым — 1,7 млн и 1,8 млн соответственно. А вот средневзвешенная ПСК разнится значительно: 11,94% против 27,17%.
По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), полная стоимость автокредитов в Петербурге поступательно снижалась с начала года: с 43,8% в январе до 15,5% в августе. Рост фиксировался только в мае: с 20,8 до 21,8%.
"ПСК по автокредитам в августе в РФ, и в Санкт–Петербурге в частности, сократилась до минимального уровня за последний год. Во многом это стало следствием субсидирования ставок со стороны автопроизводителей и снижения в последнее время ключевой ставки Банком России. В целом это свидетельствует о том, что банки находят оптимальные параметры для выдачи автокредитов", — комментирует директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.
Ключ не зажигает
Очевидно, прежде всего на размеры кредитования повлияло снижение продаж автомобилей. Как уже ранее писал "Деловой Петербург" со ссылкой на данные "Автостата", городской рынок новых легковых авто за год сократился почти на четверть. Здесь уже известны цифры за август, который вселил осторожный оптимизм в автодилеров. Но тем не менее за 8 месяцев в городе было продано 45,8 тыс. машин, что на 23,6% меньше прошлогодних результатов.
“
"На снижение объёмов автокредитования повлияло несколько факторов. В первую очередь это высокая ключевая ставка, что сыграло на стоимости автокредитов. Немаловажным стало ужесточение условий выдачи и требований к заёмщикам самих банков. Конечно, такие изменения повлияли на рынок продаж, где с помощью автокредитования покупался каждый второй автомобиль. Поэтому сейчас мы наблюдаем серьёзные падения продаж и говорим о негативной тенденции на конец года", — констатируют в ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РоАД).
Как отмечает директор по продажам финансовых услуг "Автодом Пулково" Юлия Карякина, жёсткая денежно–кредитная политика наиболее заметно сказалась на динамике цен непродовольственных товаров, особенно продукции длительного пользования.
"Высокие процентные ставки ограничивали привлекательность покупки непродовольственных товаров в кредит, что привело к охлаждению спроса на них и сдерживало рост цен. Укрепление рубля, в значительной степени отражающее жёсткость денежно–кредитной политики, также повлияло на дезинфляцию", — добавляет участник рынка.
С другой стороны, в некоторых банках выдача выросла. Так, в "Сбере" петербуржцы за 7 месяцев оформили вдвое больше кредитов на покупку автомобиля, чем годом ранее за такой же период. Объём выданных денежных средств вырос почти в 3 раза и превысил 8,5 млрд рублей, сообщили в пресс–службе Северо–Западного банка Сбербанка.
Весомая доля
Вместе с тем займы остаются распространённым инструментом для покупки машины. Как отмечают в "Автодоме", около 60% всех приобретаемых автомобилей покупаются россиянами в кредит. Причём по сравнению с прошлым годом эта доля выросла на 2%.
“
"Такое изменение отражает увеличение спроса на кредитные продукты среди населения, обусловленное снижением процентных ставок и разнообразием предложений от банков — партнёров автопроизводителей. Конечно, на это большое влияние оказывают программы кредитования от банков, работающих напрямую с импортёрами, которые субсидируют ставки и/ или снижают стоимость авто китайских брендов. Также значительное влияние имело понижение ключевой ставки, уменьшение показателя долговой нагрузки и более лояльное отношение банков к будущим заёмщикам", — отмечает Карякина.
Несколько другие цифры приводят участники рынка, опрошенные "ДП". По словам директора департамента финансовых услуг компании "Рольф" Ольги Бойко, доля сделок, совершённых с привлечением заёмных средств, в сегменте новых автомобилей составляет 78–80%, в сфере авто с пробегом — 46–48%. В сравнении с прошлым годом дилер фиксирует снижение на 5% в первом случае и на 5–7% во втором.
Коммерческий директор сети дилерских центров "Прагматика" Александр Шапринский свидетельствует, что потепление на рынке кредитных продуктов сейчас в большей степени влияет на авторетейл. По его словам, более 75% сделок совершается с помощью привлечения кредитных средств: 90% автомобилей продаётся в кредит по китайским брендам, 71% — по бренду Lada.
Нестабильные прогнозы
Уже в ближайшую пятницу, 12 сентября, Центробанк проведёт очередное заседание по ключевой ставке. Предприниматели дают разные прогнозы относительно решения регулятора.
В "Рольфе" предполагают, что ЦБ вновь снизит ставку. В "Прагматике" же считают, что она останется прежней, поскольку инфляция начинает расти. Карякина добавляет, что рынок ожидает взвешенного подхода к принятию решения, который позволит обеспечить баланс между целями финансовой устойчивости и необходимыми мерами поддержки отечественной экономики.
“
"В июле 2025 года средняя ставка по автокредитам составила 16,2% — против 16,5% в июле 2024–го. По новым автомобилям этот показатель составил 9,9%, что на 4,1 п. п. ниже, чем в июле 2024 года (14%), ставка по авто с пробегом — 26,3%, на 5,2 п. п. больше июля прошлого года (21,1%). Какие это даёт прогнозы: стабилизация и снижение ставок по новым автомобилям также будет обеспечивать стабильную картину по продажам для автодилеров, она будет более прогнозируемая и стабильная к аналитике. Автомобили с пробегом — ниша, которая ещё не стабилизировалась, как этого хотелось бы. В ней прогнозы по продажам нестабильны", — подчёркивает она.