Иностранные торговые сети одежды — японская компания Uniqlo и испанская Zara подали в Роспатент заявки на регистрацию товарных знаков в России. Для чего нужна эта процедура и намереваются ли ушедшие бренды вернуться в РФ — разбирался "ДП".
Новые логотипы
Японский холдинг Fast Retailing Co. (управляет сетью магазинов Uniqlo) подал в Роспатент десять новых заявок на регистрацию товарных знаков 31 августа 2025 года. Среди заявок — логотипы GU, Fast Retailing Co. и Uniqlo, оформленные в красном и зелёном цветах. Вместе с тем холдинг просит зарегистрировать названия Uniqlo и "Юникло".
Сейчас холдинг уже имеет в распоряжении около 27 товарных знаков, которые связаны с Uniqlo: два — с GU и три — с Fast Retailing Co. При этом 14 октября истекает срок на права на товарные знаки, два из них — с названием Uniqlo.
Товарный знак в России также регистрирует бренд Zara с новым логотипом на синем фоне. Заявка подана 29 августа и опубликована 3 сентября 2025 года. Заявителем является "Индустрия де Дисено" (Industria de Diseño Textil) — испанское название компании Inditex.

Магазин Zara на Невском проспекте, 62.
Обнуляемся
По словам юристов, опрошенных "ДП", компании таким образом защищают себя от досрочного прекращения охраны своего товарного знака. Эти правом может воспользоваться любая заинтересованная компания, которая хочет использовать схожий товарный знак. Партнёр юридической компании Comply Максим Али отметил, что подача новых заявок на товарные знаки ушедшими компаниями — это уже широко распространённая практика.
“
"Цель в том, чтобы защитить "старые" знаки от оспаривания по неиспользованию. Такая возможность открывается, если знак не использовался 3 года без уважительных причин. Понятно, что подача новых заявок часто является лишь попыткой "обнулить" трёхлетний срок неиспользования. Даже Верховный суд прямо высказался, что такие "вечнозелёные" заявки на товарные знаки противоречат ГК РФ и должны признаваться недействительными ввиду злоупотребления правом", — подчеркнул специалист.
Однако компании продолжают подавать заявки, так как оспорить знак по злоупотреблению как минимум трудозатратно. Для этого нужно обычно пройти "технический" этап спора в Роспатенте, который закончится в пользу правообладателя. И далее уже оспаривать знак в суде по интеллектуальным правам. К тому же у правообладателя всегда остаётся контраргумент о том, что оспаривающая знак компания не является заинтересованным в прекращении знака лицом. Поэтому, несмотря на юридические пороки у таких заявок, у них есть определённый тактический смысл, заключил эксперт.
Доцент кафедры стратегического и инновационного развития факультета "Высшая школа управления" Финансового университета при правительстве РФ Михаил Хачатурян согласился, что подачей заявок в Роспатент на регистрацию товарных знаков компании прежде всего страхуют свои торговые марки от копирования.
“
"За счёт этого компании обозначают себя на рынке и поддерживают к себе интерес, не сильно борясь с параллельным импортом. Точно так же действуют и такие высокотехнологичные компании, как Apple и Samsung. Сам процесс регистрации товарных знаков по стандарту занимает от месяца до трёх, но с учётом того, что в новых заявках значительных изменений в товарных знаках скорее всего нет, процедура может уложиться и в минимальный порог (месяц)", — сказал он.

Закрытый магазин "Uniqlo" в ТЦ "Галерея" в Петербурге.
Возврату не подлежит?
По мнению Михаила Хачатуряна, возвращения этих брендов в Россию в ближайшие годы ждать не стоит.
“
"Важно понять и принять тот факт, что в ближайшей обозримой перспективе на горизонте 2-3 лет, а может быть, и больше возвращение компаний на российский рынок невозможно, хотя и расставаться с отечественным довольно ёмким рынком эти компании не хотят. Это также одна из причин подачи заявок в Роспатент", — прокомментировал эксперт.
Ведущий юрист юридической фирмы INTELLECT Анастасия Герман выразила мнение, что с признаками улучшения политической ситуации у иностранных правообладателей возрастает желание вернуться на российский рынок и бренды Zara и Uniqlo не исключение, но регистрация товарных знаков нацелена именно на защиту.
“
"Подача новых заявок на товарные знаки, аналогичные имеющимся, видится скорее необходимым условием сохранения их действующих регистраций: по истечении 3 лет отсутствия какой-либо деятельности под названными брендами любое заинтересованное лицо вправе подать заявление о досрочном прекращении их правовой охраны вследствие неиспользования. В то же время получение охраны по новым заявкам ещё не является гарантией реального функционирования на российском рынке: ниша вещевого рынка уже достаточно хорошо замещена иными брендами", — пояснила она.
При этом есть и противоположное мнение. Как рассказал бизнес-юрист Макс Лоумен, Zara имеет реальную возможность возвращения благодаря уникальной правовой конструкции.
“
"При уходе Inditex заключил сделку с партнёром Daher Group, где прописал обязательство покупателя "немедленно" оформить франшизу по первому требованию Zara. Регистрация товарных знаков поддерживает эту опцию активной", — заявил он.
Но вот Uniqlo демонстрирует принципиально иной подход. Компания закрыла все 50 магазинов и неоднократно заявляла об отсутствии планов возвращения.
"Для японского ретейлера подача заявок — это скорее страховка активов, чем сигнал о возвращении. Впрочем, в корпоративном мире ситуации меняются и сохранение прав оставляет двери приоткрытыми для будущих стратегических поворотов", — сказал собеседник "ДП".
Напомним: японский ретейлер одежды Uniqlo объявил о приостановке деятельности в РФ в 2022 году. Тогда прекратились онлайн-продажи и закрылись все 50 магазинов в России. Убытки Uniqlo по итогам года оценивались примерно в 10 млрд рублей. При этом в течение года после приостановки работы всех магазинов в РФ Uniqlo сохраняла штат, выплачивала сотрудникам зарплаты. Однако в 2023-м сеть прекратила деятельность в стране, но юрлицо не ликвидировала в надежде вернуться на российский рынок.
В июне генеральный директор Inditex Оскар Гарсия Масейрас заявил, что бренды испанской компании Inditex — Zara, Massimo Dutti, Pull & Bear, Bershka и Stradivarius — вряд ли вернутся в Россию в ближайшее время, так как пока в руководстве компании не видят "подходящих условий". Он высказался, что решение о возвращении в Россию будет приниматься "в более благоприятной геополитической обстановке". Расходы на фоне ухода из РФ ретейлер оценил в 231 млн евро.
Как ранее писал "ДП", весной этого года Роспатент принял к рассмотрению заявки от ряда компаний, ушедших из России. Среди них: McDonald's, Coca-Cola Company, KIA, Hyundai, IKEA, Intel, Microsoft. Подробнее о причинах регистрации и затратах на неё читайте в материале "ДП".
“
Практический срок регистрации патента составляет 6-8 месяцев, хотя официальный регламент предусматривает до 18 месяцев. Процедура включает проверку документов и экспертизу уникальности обозначения. Важная деталь: право на товарный знак охраняется уже с момента подачи заявки. Этот временной коридор идеально подходит для выжидательной тактики — компании демонстрируют серьёзные намерения без немедленных капитальных обязательств.
Основная причина кроется в статье 1486 Гражданского кодекса РФ — товарный знак аннулируется при неиспользовании свыше трех лет. Новая заявка обнуляет этот срок, защищая активы стоимостью в миллиарды долларов. Одновременно регистрация блокирует "патентных троллей", которые могут захватить известные бренды для последующего шантажа правообладателей. Для Zara есть дополнительный мотив — без действующих прав на товарный знак франшиза с Daher Group юридически невозможна.
Макс Лоумен
Бизнес-юрист, эксперт по юридической стратегии бизнеса.
“
Регистрация новых товарных знаков в России сама по себе не свидетельствует о возвращении брендов. Для крупных компаний, таких как Uniqlo и ZARA, это обычная практика — поддерживать портфель средств индивидуализации в актуальном состоянии. По закону, если товарный знак не используется непрерывно 3 года, его могут досрочно прекратить, и тогда он окажется доступным для регистрации третьими лицами. Чтобы не потерять контроль над брендом, компании обновляют свои регистрации путем подачи новых заявок. В среднем процедура регистрации занимает 9-12 месяцев.
Сохранение прав на товарные знаки также даёт зарубежным компаниям рычаги в работе с серым рынком и параллельным импортом, позволяет бороться с подделками и предъявлять претензии к тем, кто использует бренд недобросовестно. Подобные шаги скорее отражают долгосрочную стратегию по защите активов, чем планы немедленно вернуться. Пока нет официальных заявлений от самих компаний, говорить о реальном возвращении на российский рынок преждевременно.
Полина Гаврюшина
старший юрист i-Legal
“
Заявки поданы на новые вариации товарных знаков, в том числе изобразительные. Например, в качестве логотипа товарного знака ZARA представлено изображение белыми буквами на голубом фоне. Заявки могут подаваться для расширения перечня охраняемых товаров и услуг, а также для подтверждения заинтересованности компаний в российском рынке и снижения рисков оспаривания серии товарных знаков компаний иными лицами в России в связи с неиспользованием. Ряд уже зарегистрированных товарных знаков продолжает охраняться за этими компаниями в нашей стране. Регистрация новых товарных знаков может занимать до 12 месяцев. При этом это не является однозначным сигналом к тому, что компании точно вернутся в России в ближайшее время, но явно свидетельствует о том, что они заинтересованы в сохранении и охране своего бренда в России.
Екатерина Смирнова
Руководитель юридического консалтинга IP-lawyer