Добыча лития на Северо–Западе может обеспечить технологический суверенитет РФ

Автор фото: nornickel.ru
Не так давно президент России Владимир Путин обозначил литий стратегическим металлом и поручил к 2030 году нарастить его промышленную добычу.
Для Северо–Запада это поручение имеет особый смысл: здесь сосредоточены крупнейшие запасы руды, здесь формируется спрос и здесь же развиваются компетенции. Вопрос лишь в том, как соединить сырьё Кольского полуострова, науку Петербурга и новые мощности в Калининграде в единую работающую цепочку. Но это, похоже, вопрос не ближайших лет.

Запуск откладывается

Колмозёрское месторождение в Мурманской области является крупнейшим в России по запасам лития. В нём сосредоточено около четверти балансовых запасов страны — 844,2 тыс. тонн оксида редкоземельного металла. Право на разработку принадлежит компании "Полярный литий", совместному предприятию "Норникеля" и "Росатома".
"Продолжается разработка проектной документации горно–обогатительного комплекса, в IV квартале 2025 года ожидаем завершение экспертизы ТЭО постоянных кондиций и отчёта с подсчётом запасов, получение заключения Госкомиссии по запасам", — сообщили "ДП" в компании.
Изначально в публичных заявлениях назывался срок запуска в 2026–2028 годах. Сейчас в компании уточняют: "В соответствии с условиями действия лицензии на право пользования недрами начало промышленного освоения Колмозёрского месторождения литиевых руд планируется в 2030 году. В настоящее время “Полярный литий” прорабатывает варианты начала строительства объектов горно–обогатительного комбината (ГОКа) на Колмозёрском месторождении лития в Мурманской области с IV квартала 2026 года и рассчитывает запустить его в 2028–2029 годах. Это будет поэтапный ввод как минимум двух объектов: карьера и первой очереди обогатительной фабрики".
Сметной стоимости пока нет. Финансирование ведут акционеры — "Норникель" и "Росатом", но параллельно ведётся работа по привлечению государственной поддержки. Проектируемая мощность комбината составляет 2 млн тонн руды в год. "Однако возможна и ускоренная реализация проекта — добыча и обогащение 600 тыс. тонн руды уже в 2029 году, если такой подход будет утверждён акционерами", — добавляют в компании.
Проблем с оборудованием в "Полярном литии" не ожидают, так как всё необходимое производится внутри России. Где именно будет перерабатываться концентрат, окончательно не решено. Ключевой точкой сбыта называют Калининград. "Колмозёрское месторождение станет важнейшим поставщиком сырья для гигафабрики накопителей энергии в Калининградской области", — подчёркивают в компании. Не исключается и развитие экспорта.

Не лопатой грести

По оценке CREON Energy, потребление лития в России в 2025 году составит около 11,9 тыс. тонн.
Литий является основой для всей портативной электроники
Автор: Kinek00/ Shutterstock/ Fotodom
"Лейтмотив всей этой истории про литий и вообще про редкозёмы — это вопрос не чистого экономического порядка. Это вопрос технологического суверенитета", — подчёркивает профессор СПбГЭУ Андрей Алексеев.
По его словам, существует группа стран, которые добывают, но не перерабатывают литий. При этом Китай при доле в мировой добыче около 15% обеспечивает 50% всей переработки. Россия сейчас зависит от Китая на 100%, если говорить про эту область.
При этом Алексеев подчёркивает, что добыча на Кольском — перспектива не ближайших лет, а скорее десятилетия.
"Какая мотивация у “Росатома” тогда туда так вкладываться мощно? Прямой приказ. Есть задача технологического суверенитета. Вот они пошли вкладываться в литиевую разработку", — объясняет эксперт.
К числу рисков проекта он относит проблемы с кадрами. "У нас людей не могут даже на вахту набрать на нефтегазовых готовых месторождениях. А тут надо ещё выяснить, может ли работать такое предприятие вахтовым методом. А ещё рабочим надо где–то жить, нужна дорога, выстроенная логистика. Всё это очень сложно и дорого", — говорит он.
Заведующий лабораторией "Покрытия, материалы и технологии для литиевых источников тока" Института машиностроения, материалов и транспорта СПбПУ Максим Максимов отмечает, что и с точки зрения технологии организовать добычу будет не так–то просто.
"В Мурманской области литий содержится в алюмосиликатах. По сути, это стекло. Чтобы превратить его в пригодные реагенты, нужны очень серьёзные энергетические и технологические затраты", — поясняет он.
Для сравнения Максимов приводит пример Чили: "Там литий фактически лежит на поверхности — зачерпнул лопатой, убрал примеси, и у тебя готовый реагент. В Мурманской области всё куда сложнее".
Литий сегодня является основой для всей портативной электроники и ряда промышленных решений. Около 98% устройств питается именно от литий–ионных аккумуляторов. В лаборатории Политеха разрабатывают новые материалы для химических источников тока. Речь идёт об анодах, катодах, электролитных системах.
"Мы ищем и тестируем возможности по увеличению характеристик литий–ионных аккумуляторов. Это и мощностные показатели — чтобы устройство могло быстро отдавать энергию, и ресурсные — чтобы оно работало дольше", — рассказал Максимов "ДП".
По словам заведующего лабораторией, сегодня в разработке литиевых материалов в России ключевыми игроками являются именно структуры "Росатома" и "Норникеля", в том числе петербургские предприятия.

Спрос обеспечен

По мнению главы холдинга SNDGlobal Ольги Квашенкиной, в СЗФО, и в Санкт–Петербурге в частности, промышленный спрос на литий сегодня формируется за счёт нескольких сочетаний: электрификации и аккумуляторных решений (автобусы, трамваи, стационарные и портовые накопители); приборостроения и электроники; судостроения и морской техники; оборонного сектора.
При этом дать точную оценку объёмов потребления в регионе непросто.
"Мы используем довольно приближённый метод: берётся ориентирный российский спрос и делится пропорционально доле промышленного (обрабатывающего) производства региона. По данным ЦБ и Петростата, доля обрабатывающих производств Санкт–Петербурга в общероссийских — около 3,3%. А вклад СЗФО в экономику страны — около 8–9% в разные годы. На этом основании можно дать примерную оценку объёмов потребления — 392,7 тонны", — рассказывает Ольга Квашенкина.
Конкретные проекты, для которых в Петербурге необходим литий, уже известны. Например, на полях ПМЭФ–2025 было подписано соглашение о создании завода по переработке и производству литий–ионных аккумуляторных батарей и систем накопления энергии на их основе. Проект реализует компания "Квантрум", которая инвестирует в проект 6,5 млрд рублей. Новое производство должно появиться на территории ОЭЗ "Новоорловская" к 2028 году. Прогнозируется, что оно будет ежегодно перерабатывать около 10 тыс. тонн отработанных аккумуляторов и производить новые общим объёмом 50 МВт•ч.
"Если пересчитать в литий, то годовая потребность такого завода в LCE (эквивалент карбоната лития) будет порядка 42,5 тонны в год", — комментирует Квашенкина.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.