Крупный участник судостроительного рынка Петербурга раскрыл список акционеров

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"
Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

Участник ТОП–10 петербургских судостроительных компаний по размерам выручки за 2024 год АО "ЭлектроРадиоАвтоматика" опубликовал список частных акционеров.

Стратегическое предприятие располагается в старинном особняке промышленников Демидовых, из–за нарушений условий владения которым КГИОП дважды обращался в суд. Одно из решений пока не исполнено.

"Все корабли — с нашим участием…"

Сведения о составе своих акционеров "ЭлектроРадиоАвтоматика" (ЭРА) опубликовала впервые за полтора года — в системе "СПАРК" обновление датируется 31 июля. Согласно публикации, 49,878% долей в уставном капитале компании по итогам второго полугодия 2025 года распределены между девятью частными лицами. Сведения о владельцах остального пакета отсутствуют. Генеральный директор ЭРА Виктор Татарский сообщил, что все 114 064 акции компании распределены между 2272 физическими лицами и одним юридическим лицом.
Самый крупный пакет, 10,1%, оказался у Александра Пшеничного. Ранее ему принадлежали 8,62% акций ЭРА, более крупные пакеты были у Андрея Твердова (9,74%) и Виктора Татарского (9,33%). Сейчас их позиции с тем же количеством акций переместились на второе и третье места.
СПАРК называет Александра Пшеничного владельцем 50% долей петербургского ООО "Стройэлектро", основным видом деятельности которого, как и у ЭРА, указано "строительство кораблей, судов и плавучих конструкций". Выручка "Стройэлектро" за 2024 год составила 29,1 млн рублей.
Александр Пшеничный просил не беспокоить его в связи с пребыванием в отпуске.
По словам Виктора Татарского, "все корабли, как надводные, так и подводные, для ВМФ СССР и России, а также практически все гражданские суда, сошедшие со стапелей судостроительных заводов и верфей Ленинграда — Санкт–Петербурга, построены и сданы при непосредственном участии и руками специалистов АО “ЭРА”".
Виктор Татарский перечислил основные текущие проекты компании: участие в строительстве больших морозильных рыболовных траулеров проекта СТ–192 на Адмиралтейских верфях; многоцелевых фрегатов 1–го и 2–го ранга, морозильных траулеров проекта 170701 и ярусоловов проекта MТ112XL на Северной верфи; пограничных сторожевых кораблей 3–го ранга, самоходных плавучих кранов и вспомогательных дизель–электрических ледоколов на судостроительной фирме "Алмаз"; морских противоминных кораблей на Средне–Невском судостроительном заводе.
"ЭРА — единственное в России электромонтажное предприятие, имеющее опыт полного цикла электромонтажа атомных ледоколов начиная с 1959 года (атомный ледокол “Ленин”). ЭРА осуществляла строительство в части электромонтажа трёх первых атомных ледоколов проекта 22220 “Арктика”, “Сибирь” и “Урал”", — сообщил Виктор Татарский.
В 2024 году выручка ЭРА от продаж составила 6,4 млрд рублей, а чистая прибыль — 212,5 млн. В опубликованном "Фонтанкой" рейтинге лидеров петербургского судостроения по выручке за прошлый год ЭРА заняла 6–е место — на первом Балтийский завод с выручкой 31,5 млрд. Распоряжением правительства РФ от 20 августа 2009 года № 1226–р ЭРА включена в перечень стратегических предприятий.

Усадьба раздора

Центральный офис ЭРА располагается в доме №1 / 64 в переулке Гривцова. Это адрес старинного особняка, принадлежавшего семье уральских промышленников Демидовых. На сайте компании опубликовано даже подписанное генеральным директором ЭРА Виктором Татарским Положение о порядке посещения сада, расположенного на территории объекта культурного наследия федерального значения "Усадьба Демидовых".
С весны 2023 года КГИОП дважды судился с компанией, которая, по мнению работников КГИОП, "как правообладатель объекта культурного наследия нарушила установленную законодательством в области сохранения и использования объектов культурного наследия обязанность по его сохранению".
В апреле 2023 года КГИОП обязал ЭРА демонтировать несогласованные постройки на территории памятника и отремонтировать одно из помещений, пострадавшее в результате пожара. 21 февраля 2025 года петербургский арбитраж по ходатайству ЭРА отложил исполнение решения до конца года в связи с проведением "историко–культурных исследований с целью уточнения предмета охраны объекта культурного наследия".
В ноябре 2023 года КГИОП взыскал с ЭРА 750 тыс. рублей за нарушение условий договора аренды помещений в усадьбе Демидовых — компания произвела несогласованные перепланировки и своевременно не устранила их по предписанию комитета по контролю за имуществом. Это решение ЭРА пыталась обжаловать в течение полутора лет, дошла до кассационного суда, но безуспешно. В этом январе арбитраж выдал ей исполнительный лист.

"Ограничено в государственных интересах…"

Первый заместитель генерального директора ООО "Морские комплексные системы" (МКС, производит судовое комплектующее оборудование) Лев Засыпко полагает, что перспективы такой компании, как ЭРА, — в развитии качества и высокотехнологичности продукции, потому что в количественном отношении рынок полностью освоен российскими производителями.
"Российская промышленность, по моему мнению, полностью закрывает потребности судостроения и кораблестроения в части производства электротехнического насыщения и другой продукции, которую выпускает “ЭлектроРадиоАвтоматика”. Но это не означает, что импортозамещение тут не требуется. Пространство для импортозамещения в гражданском сегменте огромно и измеряется миллиардами рублей, однако его освоение — это не просто вопрос увеличения объёмов производства. Это комплексная технологическая задача, требующая решения проблем на уровне материаловедения, машиностроения и стандартизации", — говорит руководитель МКС.
Партнёр юридической практики консалтинговой компании "Альтхаус" Александр Арбузов считает, что наиболее вероятной причиной публикации неполных сведений о составе акционеров может быть стратегический характер компании, данные об акционерах которой не опубликованы.
"Мы видим, что “ЭлектроРадиоАвтоматика” включена в перечень стратегических предприятий. Для таких предприятий раскрытие значимых акционеров может быть ограничено специальными решениями в государственных интересах. Правда, на практике бывают и иные причины непубликации. Сведения иногда не раскрывают банально из–за наличия множества мелких акционеров, нежелания многих акционеров (особенно физических лиц) показывать их персональные данные — но, судя по последней публикации в СПАРК, это не тот случай", — полагает юрист.
Досье:
Непубличное акционерное общество "ЭлектроРадиоАвтоматика" (ЭРА) зарегистрировано в Петербурге в 1994 году. Компания занимается проектированием, изготовлением и монтажом судового электрооборудования, имеет пять филиалов, расположенных в Петербурге и Выборге на крупных верфях — на Балтийском заводе, Адмиралтейских верфях, Средне–Невском и Выборгском судостроительных заводах. "ЭлектроРадиоАвтоматике" принадлежат 65,2 % долей ООО "ПКБ “ЭРА–Проект”" — проектной компании, которую возглавляет технический директор ЭРА Сергей Лебедев. Её выручка от продаж за прошлый год составила 11,2 млн рублей. Выручка ЭРА от продаж за 2024 год составила 6,4 млрд.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.