Золотые кораблики: удержать Карелию на плаву призвали судостроение

Первая в стране цифровая верфь не помогла промышленности Карелии выйти из спада
Автор фото: photogallery.com
Автор фото: photogallery.com

Рост промышленности в Карелии приобрёл устойчиво отрицательную динамику. Поможет ли региону ставка на судостроение?

Индекс промышленного производства в Карелии по итогам первой половины 2025–го составил 96,1% в сравнении с аналогичным периодом 2024–го, сообщили в Карелиястате. При этом за первые 6 месяцев прошлого года индекс равнялся 100%.
Если свериться с более ранними данными, можно увидеть последний скачок роста промышленности в далёком 2020 году. Тогда индекс достиг рекордных 5,5%, после чего показатель приобрёл отрицательную динамику. В 2022 году индекс составил всего 91,4% от показателей 2021–го.

Обработка на спаде

"Увеличение промышленного производства в январе–июне 2025 года наблюдалось в области водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений (на 4,2%), в сфере добычи полезных ископаемых (на 2,3%)", — рапортуют в Карелиястате.
В то же время снижение производства отмечается в обеспечении электрической энергией, газом и паром, кондиционировании воздуха (на 9,8%), в обрабатывающих производствах (на 8,6%).
Последний пункт — достаточно больная тема для региона. В Карелии обрабатывающие производства — одни из самых значимых. А по данным статистиков, вниз ползёт, например, производство бумажных мешков — на 12,8%, гранита, песчаника и прочего камня для памятников и строительства — на 13,1%, блоков и иных изделий сборных строительных для зданий и сооружений из цемента, бетона — на 27,1%.
Если говорить о пищевой промышленности, то и здесь не всё в порядке. Не сказать, чтобы Карелия славилась как российская житница, но на спад идёт в том числе производство красной икры (на 51,2%) и вообще рыбной продукции (на 43,5%).
Сальдо карельских производителей тоже падает. В январе–мае этого года оно составило 11 256,7 млн рублей. Тогда как годом ранее — 22 715,4 млн рублей.
По данным РИА "Рейтинг", Карелия в рейтинге регионов по социально–экономическому развитию за 2024 год заняла 69–е место. А в 2023–м была на 67–й строчке.

Краткосрочные взлёты

Если опираться на публикации официальных лиц, в том числе главы Карелии Артура Парфенчикова, то картина вырисовывается вполне отрадная. Например, он заявлял, что индекс промпроизводства в регионе в январе нынешнего года вырос на 5,2%. По его словам, объёмы производства увеличились "почти по всем отраслям, которые имеют серьёзный вес в структуре промышленности региона". К таковым губернатор отнёс не только традиционные обрабатывающие производства, но даже пищевую промышленность.
Правда, после январского роста на 5,2% уже в феврале последовал резкий спад: индекс не дотянул до прошлогодних показателей на 2,7%. А дальше регресс был всё более заметным. И к маю "минус" уже составлял 3,3% по сравнению с показателем прошлого года.

Затяжные падения

В 2021 году экономика Карелии споткнулась о ковид, потом грянули санкции, которые стали для региона, ориентированного на экспорт, ещё одной "подножкой". Вполне понятно, что промышленные производства не могли не просесть. Тогда глава Минэка Карелии Олег Ермолаев отмечал, что за январь–апрель 2020 года индекс промышленного производства составил 113%. По итогам 2019 года показатель равнялся 99%, ранее — 102–103%.
"По итогам 2018 года в Республике Карелия отмечается рост объёмов производства промышленной продукции, индекс производства составил 102,9% (Россия — 102,9%)", — подчёркивали в Минэкономразвития региона в начале 2019 года. А ведь и тогда у промышленников были проблемы: конкурсное производство на Кондопожском ЦБК, страшный пожар на предприятии "Карелия ДСП".
По сути и до масштабных экономических ударов особой мощностью рост индекса промпроизводства не отличался.

Ставка на технологии

В последнее время власти Карелии увлеклись технологическим прогрессом. Ставка на лес и камень уже вряд ли сыграет. Видимо, поэтому главе Минпромторга России Антону Алиханову во время его июльского визита в республику показывали инженерный центр "ЭФЭР", который занимается разработкой и производством пожарных роботов, а также Онежский судостроительно–судоремонтный завод, на базе которого появилась первая в России цифровая верфь. В ноябре прошлого года на заводе закончили последний этап проекта внедрения решения "Global–Marine: система управления судостроением и судоремонтом".
Сам завод глава республики назвал "одним из ключевых предприятий региона". Кроме того, всесторонней заботой окружают предприятие и федеральные власти: регулярные визиты, протекторат, финансирование. Практики, обкатанные на заводе в Карелии, предполагается внедрять на предприятиях по всей России.
Особая гордость властей региона в том, что большая часть оборудования на верфи — российская.

Ледоколы сорвались

На заводе работают около 500 человек. В последние годы он строит краболовы и прочие специализированные суда. В декабре 2024–го на воду спустили краболов "Александр Сапожников" — это уже четвёртое судно серии по проекту CCa5712LS по заказу группы компаний "Русский краб". В портфеле заказов судостроителей также присутствуют нефтемусоросборщики и буксиры. Были в работе даже и два мелкосидящих ледокола по заказу "Росморпорта".
В 2023 году вместе с премьер–министром Михаилом Мишустиным губернатор Карелии заложил киль одного из ледоколов. Рассчитаны они были на воды от –2 до +30 градусов, для обеспечения зимней навигации, сопровождения караванов судов, буксировки.
Для Карелии это было событие — прежде таких судов не строили. Но, вероятно, уже и не построят.
По данным "ПортНьюс", контракт на строительство стоимостью 18,5 млрд рублей расторгли этим летом по соглашению сторон.
"Стороны подтверждают, что генподрядчиком получен авансовый платёж в размере 9,27 млрд рублей. Генподрядчик обязуется возвратить авансовый платёж в течение 5 рабочих дней с даты подписания сторонами настоящего соглашения", — говорится в документе, датированном 10 июня 2025 года.
Проблема возникла из–за того, что субподрядчик, турецкая верфь Kuzey Star Shipyard, не выполнял свою работу из–за санкций и отказов в поставках оборудования.
На этом фоне Артур Парфенчиков заявил, что в следующем году на заводе начнут строить сухогрузы и танкеры для перевозки сжиженного газа. Более того, портфель заказов Онежского судостроительно–судоремонтного завода всё ещё полон на ближайшие годы. Во всяком случае построены не все заказанные "Русским крабом" суда. К тому же статус первой в России цифровой верфи должен помочь предприятию сохранить заботу и внимание федерального центра. Такой подход власти Карелии особенно ценят.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.