Есть идея, нет "Икеи": как изменился рынок товаров для дома в России

IKEA в России хотят заменить маркетплейсом от победителя конкурса "Знай наших"
Автор фото: Беликов Валентин/ДП
Магазин товаров для дома, интерьер кухни.
В России в сентябре хотят запустить маркетплейс “IDIкея” с товарами для дома местного производства.
Российский рынок товаров для дома и мебели, в том числе онлайн, значительно перестроился после ухода западных брендов и продолжает формироваться, усиливая конкуренцию.
На этом фоне появление ещё одного онлайн-гипермаркета товаров для дома выглядит смелым решением. Явных лидеров нет, а козырем главных брендов может стать как раз сильная офлайн-розница — этот канал продаж остаётся актуальным, но требует отлаженной логистики и сервиса. Подробнее об этом — в материале "ДП".

Что известно о магазине "IDIкея"

Онлайн-магазин "IDIкея" заявлена цифровой платформой от местных производителей. Однако российский мебельный рынок сегодня отличается высокой конкуренцией и фрагментацией, поясняет "ДП" основатель онлайн-гипермаркета мебели НОНТОН Сергей Носевич.
"Здесь нет одного-двух доминирующих игроков, напротив — за внимание покупателя борются и крупные федеральные сети, и региональные производители, и универсальные маркетплейсы. В таких условиях "зайти" на рынок новому проекту можно, но ключевой вопрос — сможет ли он удержаться и масштабироваться", — подчеркнул специалист.
Маркетплейс товаров для дома "IDIкея" — один из столичных проектов для бизнеса.
Как сообщила руководитель департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Кристина Кострома, компания стала победителем конкурса растущих российских брендов "Знай наших".
"Благодаря победе в конкурсе "Знай наших" появилось решение о создании проекта "IDIкея" — это нишевая цифровая полка российских производителей товаров для дома, — пояснила она.
На платформе, которая, как ожидается, заработает с 25 сентября 2025 года, предложат ассортимент, аналогичный IKEA: мебель, посуду, кухонные принадлежности, текстиль для дома, декор, товары для уборки.
При этом будут продавать товары исключительно российских производителей, которых нашли уже 140. Их пригласят сотрудничать по агентскому договору (это соглашение, по которому компания выполняет посреднические функции за вознаграждение).
Предполагается, что производитель будет обозначать в договоре цену, за которую готов продать товар, но цену на площадке будет устанавливать сама "IDIкея". В цену будет входить комиссия для всех товаров в размере 10%, а также стоимость доставки. Агент будет отчитываться, сколько и на какую сумму продано товаров.
Заявлено, что преимуществом платформы, по сравнению с маркетплейсами, станет то, что партнёры смогут обсуждать условия договора и улучшать его, а вот другие площадки заключают только договоры оферты, которые менять нельзя.
Идею проекта уже поддержал Минпромторг, и локальных производителей намереваются оповестить о новом канале сбыта.
Руководитель проекта Ольга Бурлуцкая пояснила Shopper's, что такое название придумали, соединив торговую марку основателя проекта Idiland и IKEA как наиболее известного продавца товаров для дома.
Шведская компания выражала недовольство по поводу названия, но Роспатент посчитал, что необходимые различия в обозначении достигнуты.
Гипермаркет IKEA.
Автор: Ермохин Сергей/ДП
Управляет проектом ООО "Профит хаус", генеральным директором которого, согласно открытым данным, является Марина Пиманова, а учредителем — Виктория Лебедева.
Основным видом деятельности компании, основанной 6 октября 2020 года, является "Торговля оптовая неспециализированная". Выручка за 2024 год составила 1,4 млрд рублей. Уставный капитал — 6 млн рублей.
Отправлять товары хотят с помощью служб доставки Cdek и 5Post, то есть всего получить товар можно будет в 30 тыс. пунктах выдачи.
Упор сделают на гарантии качественной доставки, поэтому покупателям, вероятно, придётся подождать подольше.

Запуск "IDIкея": оценка участников рынка

Эксперты считают, что спорными моментами в проекте "IDIкея" является включение стоимости доставки в цену, а также то, как покупателей привлекут с привычных маркетплейсов. Ведь придётся конкурировать с большим ассортиментом и акциями.
При этом, как сказал "ДП" Сергей Носевич, сегодня главным полем для конкуренции в мебельном e-commerce становится не столько ассортимент или маркетинг, сколько эффективная логистика и сервис.
"Мебель — это сложный товар: крупногабаритный, требующий бережной доставки, часто — подъёма на этаж и профессиональной сборки. Покупатель хочет получить свой заказ не "когда-нибудь", а в чётко оговоренный и удобный для него срок, без повреждений и с качественным последующим сервисом. Поэтому любой новый игрок, особенно маркетплейс, который хочет добиться успеха, должен в первую очередь решить именно эту задачу. Создание собственной или партнёрской логистической сети, способной обеспечить быструю, надёжную и предсказуемую доставку по всей стране, — это фундаментальное условие для выживания и роста. Без отлаженной "логистики последней мили" даже самый привлекательный ассортимент и громкое название не смогут обеспечить долгосрочную лояльность клиентов и устойчивые позиции на рынке", — считает Сергей Носевич.
Генеральный директор интерьерной компании Mr.Doors Сергей Шихов в свою очередь прокомментировал, что уход крупных международных мебельных игроков с рынка позволил российским компаниям усилить собственные позиции, а также доказать аудитории покупателей, что производимая внутри страны продукция не только не уступает мировым аналогам, но и готова задавать собственные высокие стандарты качества, клиентского сервиса и перспективных интерьерных решений.
"Говоря о конкуренции, я отмечу, что мебельный рынок в России был и остаётся динамичным с точки зрения появления новых игроков, однако удержаться на нём, не имея определённых уникальных торговых предложений, к которым можно отнести бессрочную гарантию, возможность преобразить интерьер под ключ, сервис от создания дизайн-проекта до установки мебели на объекте клиента и т. д., удаётся не многим. Более того, российские покупатели сегодня имеют достаточную насмотренность и уровень ожиданий, соответствовать которым могут только сильные игроки, за плечами которых годы стабильной качественной работы", — заключил специалист.
Напомним: IKEA приостановила работу в России в марте 2022 года, после чего в компании приняли решение покинуть российский рынок. Шведская компания Ingka Group, владеющая сетью IKEA, закрыла сделку по продаже своего последнего актива в России осенью прошлого года. Все оставшиеся в России товары IKEA в ноябре 2022 года выкупил "Яндекс.Маркет". Подходящих условий для возвращения сейчас нет, заявили представители шведской Ingka Group.
Мебельный рынок, по нашим оценкам, это сейчас поле высокой конкуренции, особенно для новых игроков. Вызовы перед ними встают серьёзные. Первым из них я бы назвал давление крупных универсальных маркетплейсов (Ozon, Wildberries), активно развивающих категорию "дом" и перетягивающих трафик. Ситуацию усугубляет снижение платёжеспособности населения, которое реально бьёт по среднему и верхнему ценовым сегментам, и из-за этого людям приходится откладывать крупные покупки. Третьим фактором я бы назвал нестабильность спроса. То есть зайти на рынок сложно: нужно либо уникальное предложение, либо очень эффективные каналы продвижения и логистика, либо поддержка государства. (Что, сразу отмечу, уже есть у IDIкея). Единого игрока-монополиста на мебельном рынке пока нет. Рынок фрагментирован: есть крупные сети, локальные производители, онлайн-платформы и малый бизнес. Я думаю, что IDIкея — нужное начинание. Его сильная сторона — фокус на прямых продажах от производителей. Это дает шанс российским фабрикам на прямой контакт с покупателем. Сама идея, напомню, появилась в рамках конкурса "Знай наших" и пользуется поддержкой Минпромторга как решение, поддерживающее отечественного производителя. Вместе с тем успех начинания будет зависеть от того, как много крупных и сильных брендов удастся привлечь, и от того, насколько удобной платформа окажется для покупателей в плане гарантий, возвратов, сервиса. А также от способности конкурировать с логистикой тех гигантов, которые уже есть на рынке. То есть, на мой взгляд, IDIкея это шанс для российского рынка, но путь её ожидает непростой
Егор Оболенский
Руководитель компании Molbier
Сам рынок достаточно фрагментарный, на нём много различных игроков и нельзя сказать, что на нём кто-то явно доминирует. Та же самая ИКЕА в 2021 году занимала всего 5–6% рынка, что показывает, что рынок очень конкурентен в России. Успех новой платформы очень сильно будет зависеть от позиционирования и предложения клиентам какого-то уникального опыта. Текущие маркетплейсы растут в категории мебель достаточно сильно. Например, Wildberriews в 2024 году в категории мебель вырос на 80% в денежном выражении. При этом у Wildberries появляются специфичные сервисы именно для мебели по улучшению клиентского опыта, такие как AR, который даёт возможность через телефон "представить" как тот или иной предмет мебели будет смотреться в комнате.
Кирилл Малышев
директор практики "Стратегия продаж и маркетинга" компании "Рексофт консалтинг"
Конкуренция на мебельном рынке сейчас весьма высокая. Европейские рынки, которые завоевывались годами, из-за санкций в одночасье оказались закрыты, поэтому вся та продукция, которая раньше шла на экспорт в Европу, в итоге стала продаваться на внутреннем рынке. При этом из самой Европы поставки мебели не только не прекратились, но и продолжают расти. Сегодня импортная мебель занимает 26% на нашем рынке — это около 130 млрд рублей при общем объёме рынка в 500 млрд рублей. Например, объем импорта мебели из Италии и Германии почти достиг доковидных показателей. На рынке работает значительное количество мелких компаний. По данным АМДПР, 98% мебельных предприятий в России относятся к малому и среднему бизнесу. Порог входа в отрасль невысок: открыть небольшой цех по производству шкафов или кухонь проще, чем строить полноценную фабрику. Крупные российские производители работают с избыточными мощностями, так как фабрики недозагружены. Вместе с этим иностранные производители активно увеличивают поставки, ещё больше усиливая конкуренцию. В прошлом году в отрасли официально было зарегистрировано 37 тысяч производителей мебели. Из них фактически работает примерно 26 тысяч: 9 тысяч — это юридические лица, остальные 17 тысяч — ИП. После ухода IKEA бывшие подрядчики стали выпускать продукцию под собственными брендами и поставлять другим ритейлерам. Поэтому освободившаяся ниша была мгновенно перераспределена между нашими фабриками.
Александр Шестаков
президент АМПДР, генеральный директор Первой мебельной фабрики
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.