Официальная причина частичного ограничения голосовых и видеозвонков в мессенджерах Telegram и WhatsApp*, объявленная Роскомнадзором, — борьба с телефонным и интернет–мошенничеством, а также экстремизмом и терроризмом.
По данным ведомства, значительная часть фальшивых вызовов переместилась в эти сервисы после того, как были введены фильтры (антифроды) и ограничения на уровне операторов мобильной связи.
Эксперты, опрошенные "ДП", считают, что истина лежит "где–то посередине". А также обращают внимание на то, что подобные меры меняют баланс сил на рынке связи.
Закон суров, но это закон
"В связи с вводом операторами антифрода количество мошеннических схем действительно стало гораздо меньше. С мессенджерами общение происходит очень проблематично, потому что это иностранные компании. Роскомнадзор если что–то отправляет им в качестве исправления, то практически в чёрную дыру, то есть ничего обратно не возвращается", — говорит генеральный директор информационно–аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков.
По словам эксперта, меры частично оправданны: любая компания, работающая на территории страны, должна выполнять местные законы.
"Не важно, Российская Федерация, Англия или кто–то ещё. Сейчас же получается так, что взаимодействие с этими структурами практически невозможно. А действовать со структурой, чья штаб–квартира находится в России, конечно же, проще", — подчёркивает он.
Кусков согласен, что запрет звонков напрямую отразится на рынке. "Операторам мобильной связи, конечно, это выгодно. Уже увеличились объёмы голосовых звонков на 10–20% в зависимости от региона. Естественно, это приведёт к увеличению выручки по той причине, что текущие тарифы у большинства людей включали небольшое количество минут, потому что они как раз звонили через мессенджеры. Мне кажется, выйдут тарифные планы, которые будут включать большее количество минут. Подключаться или нет, это уже дело людей. Но это будет стоить дороже, чем стоило сейчас", — прогнозирует он.
Между тем ТАСС, со ссылкой на мобильного оператора Т2, сообщил, что уже с 9 августа голосовой трафик в MAX, "ВКонтакте" и "Одноклассниках" вырос в 6 раз. Также сообщалось, что трафик на сетях операторов мобильной связи за первые сутки ограничений вырос в ряде регионов на 25%.
Драгоценный роуминг
Генеральный директор аналитического агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин подтверждает, что ограничения одновременно ударили по мошенникам и внесли коррективы в жизнь добросовестных пользователей.
"Понятно, что операторы хлопают в ладоши, потому что для них это очень хорошая новость, — по сути, сложившаяся ситуация убивает все роуминговые звонки и возвращает трафик обратно в сотовые сети. Лето ещё не закончилось, идёт так называемая пора отпусков, и операторы вполне могут зацепить этот “отпускной хвост”", — считает он.
По оценкам экспертов, эффект для операторов связи может быть заметным уже в ближайшие месяцы. Рост голосового трафика внутри страны на 10–20% в сочетании с повышением доходов от роуминга способен добавить к объёму рынка связи до 0,5 процентного пункта годового роста. Для стагнирующей отрасли, где прирост редко превышает 3–4% в год, это значимое подспорье.
Операторы, вероятно, пересмотрят тарифную сетку, предлагая пакеты с увеличенным количеством минут по более высокой цене, а также активнее продвигая международный роуминг в сезон отпусков.
По осени считают
Технический механизм ограничений Юрий Брюквин описывает так: "Голосовой трафик, чтобы мы друг друга хорошо слышали, требует определённого качества передачи данных. Соответственно, всё, что нужно, чтобы испортить этот голосовой звонок, — просто существенно снизить качество передачи. Что у нас получается? Текст проходит, даже фотографии проходят, файлы пролезают, а голос будет булькать, прерываться и так далее. Говорить можно, но некомфортно".
Для бизнеса подобные ограничения означают возможное снижение качества связи с клиентами и партнёрами. Это повлечёт необходимость искать обходные решения — от перехода в корпоративные платформы видеосвязи до возврата к более старым инструментам вроде Zoom или его аналогов.
В краткосрочной перспективе выиграют мобильные операторы и государственные сервисы. В долгосрочной же многое зависит от того, насколько тот же MAX сумеет привлечь активную аудиторию.
Брюквин отмечает, что проект MAX потребует продуманной модели монетизации. "До сих пор все вокруг него только рассуждают и никто не озаботился простым вопросом — а где деньги? Они нужны на разработку, на развитие, на поддержку и рекламу. Это существенные вложения, очень большие", — говорит он.
Между тем на днях вице–президент по экономике и финансам VK Александр Морозов заявил, что официальная презентация мессенджера MАХ состоится в начале осени. Возможно, информация, которая прозвучит на ней, даст ответы на главные вопросы экспертов телеком–отрасли.
*Принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской организацией и запрещена.