Вагончик тронется: запустят ли новую трамвайную линию до Шушар в 2025 году

Под запуск "Славянки" от Купчино до Шушар подготовили 99,9% земельных участков
Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"
Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

Запуск первого этапа скоростного трамвая от станции метро "Купчино" до Шушар до конца 2025 года обещают как городские власти, так и концессионер, ведущий строительство. Но есть небольшая вероятность, что проект может "не взлететь" и в этом году.

На днях компании "БалтНедвижСервис", занимающейся реализацией проекта трамвайной линии "Славянка", городом был выделен очередной земельный участок площадью 4,5 тыс. м² на Колпинском шоссе. Соответствующее постановление городского правительства опубликовано на сайте Смольного. Комитету имущественных отношений поручено заключить с ООО "БалтНедвижСервис" договор аренды до 11 октября 2049 года. К этому сроку заканчивается концессионное соглашение, заключённое в 2019 году.

Упрямые гаражи

Как разъяснили "ДП" в пресс–службе компании "БалтНедвижСервис", переданный участок необходим для строительства второго этапа скоростной линии — он пройдёт от Шушарской дороги до микрорайона Славянка. Этот этап по плану завершится в 2026 году. Общая длина маршрута, таким образом, составит 21 км. Городские власти предоставили для строительства уже около 90% необходимых земельных участков.
До конца 2025 года должны ввести в эксплуатацию первый отрезок трамвайной линии — от метро "Купчино" до Шушарской дороги. То есть уже в этом году пассажиры от Купчино по двухпутной трамвайной скоростной линии смогут добираться до Шушар максимум за 20 минут. Сейчас этот путь может занимать вдвое больше времени. Планы о запуске линии до конца года оглашали и председатель городского комитета по инвестициям Иван Складчиков, и сам концессионер.
Проблема в том, что, со слов представителей пресс–службы "БалтНедвижСервиса", под строительство первого этапа на текущий момент "предоставлено 99,9% земельных участков". Концессионер гарантирует, что трамвайная линия будет проложена. Но на той земле, что предоставлена. А на той, что не предоставлена, строить пока нельзя.
"По оставшимся земельным участкам для реализации этапа 1 проводилась работа по изъятию. В настоящее время оставшиеся земельные участки находятся в собственности Санкт–Петербурга и проводится работа по предоставлению земельных участков концессионеру в целях реализации концессионного соглашения. Участки передаются в соответствии с установленным порядком. Фактическое предоставление земельных участков позволяет обеспечить пуск движения трамвая по первому этапу в запланированные сроки", — сообщили "ДП" в пресс–службе комитета по инвестициям.
При этом неофициально источник "ДП", знакомый с ситуацией, сообщил, что проблемы возникли с владельцами некоторых гаражей, попавших в зону строительства. По некоторым объектам идут суды. В открытых источниках подтверждения или опровержения этой информации обнаружить не удалось.

Над реками и дорогами

Концессионер тем временем ведёт работы на той территории, по которой все юридические вопросы сняты. Работы идут над реками Кузьминка и Славянка — здесь строят мосты. Путепроводы над кольцевой автодорогой и другими развязками возводятся третьим уровнем. Как объясняют в компании, благодаря этим искусственным сооружениям скоростной трамвай не будет "толкаться" в пробках на существующих крупных магистралях — Витебском проспекте, Московском шоссе и КАД.
Над железнодорожными путями Витебского направления уже поставлены семь опор путепровода, рабочие монтируют пролётные строения и обустраивают подпорные стены. Построены также опоры, подпорные стены и пролётные строения путепровода через Витебский проспект, рабочие устанавливают там перильные и барьерные ограждения плиты проезжей части.
На путепроводе через Московское шоссе, железнодорожные пути и КАД установлено 25 опор, смонтированы пролётные строения, на которых выполняются работы по устройству перильных и парапетных ограждений. Есть участки, где уже проложено верхнее строение пути. Идёт сборка рельсо–шпальной решётки и устанавливают опоры контактной сети.
На прошлой неделе представители городских комитетов по инвестициям, финансов, развития транспортной инфраструктуры, а также службы государственного строительного надзора и экспертизы провели выездное совещание, осмотрев ход строительства депо в Шушарах и конечного остановочного пункта линии на Балканской площади. Также они проверили, как концессионер перестраивает инженерные сети, строит мост через реку Волковку, ведёт работы по канализированию Волковского канала и обустройству его набережной.
Параллельно с этим ГУП "Водоканал" ищет подрядчика на строительство водопроводных сетей для подключения депо к коммунальным сетям. Проектно–изыскательские работы для этого строительства проводились ещё в 2023 году. Согласно информации, размещённой на сайте госзакупок, стоимость работ превышает 292,2 млн рублей. Заявки принимаются до 8 августа.
Как сообщили "ДП" в пресс–службе компании, работы должны быть завершены в декабре 2025 года. "Восстановление нарушенного благоустройства будет выполнено в агротехнический период 2026 года", — добавили в ГУП "Водоканал".

Уникальный "конверт"

Планы по развитию ещё не запущенной линии строятся далеко вперёд. На ПМЭФ–2025 Смольный объявил о желании продлить маршрут ещё на 12 км — от Славянки до железнодорожной станции Царское Село и далее, в перспективе — до инновационно–технологического центра СПбГУ "Невская дельта". Намерение о сотрудничестве подписано с АО "АБЗ–Дорстрой". Сроки реализации проекта пока не назывались.
АО "АБЗ–Дорстрой" владеет 20% ООО "БалтНедвижСервис". Ещё 70% предприятия принадлежит ООО "Балттехстрой", 10% — АО "Стройкомплектсервис".
На текущем этапе концессионер с гордостью отчитывается о целом ряде уникальных технических решений. В их числе "трамвайный вокзал" в Купчино. Здесь вместо разворотного кольца поставили перекрёстный стрелочный съезд в виде "конверта". Больше такого нет нигде в России, утверждает концессионер. "Конверт" разработан и построен специально для петербургской "Славянки". Изготовитель — Завод транспортного оборудования из Свердловской области — учёл не только пассажиропоток и манеру поведения петербуржцев, но и капризную погоду: внешний датчик температуры "держит в теле стрелки положительную температуру, что не даст нарушить работу системы автоматизации".
Вагоны для скоростной линии сверхлёгкие, изготовленные из алюминия. С подогревом входа для избежания наледи. Желание поставлять подвижной состав для "Славянки" изъявили более пяти компаний. Концессионер выбрал петербургского производителя — Невский завод электрического транспорта им. Ф. А. Пироцкого (обособленное подразделение ООО "ПК Транспортные системы"). Использоваться будет "самая вместительная и передовая модель трёхсекционного вагона двустороннего движения 71–932 “Невский”".
В вагонах предполагается панорамное остекление, усовершенствованная система климат–контроля, мультимедийные информационные комплексы, 16 USB–розеток и 52 мест для сидения.
Ежегодный пассажиропоток на линии ожидается более 13 млн человек. Стоимость проезда будет как в обычном городском трамвае, но выручка от продаж билетов будет идти концессионеру.
Скоростной трамвай по сути — пригородный маршрут из города–спутника к ближайшему метро. Но при этом далеко не безальтернативный — есть и автобусы до "Звёздной", и электричка до центра. Конечно, вместо этого трамвая нужно было строить один перегон метро "Купчино" — Шушары (настоящие). Но сейчас уже говорить об этом поздно. Даже этот трамвай нужно было глубже интегрировать в существующую сеть — город двумя ногами прыгнул на грабли "Чижика". Нужно было маршруты из Шушар вытаскивать и до действующего кольца в Купчино, и до проспекта Славы, и ответвление до "Ленсовета", "Звёздной" и "Московской" делать. Но и здесь уже поздно. А уж про вторую очередь и говорить нечего. Совершенно не нужная ещё одна железная дорога для "лёгкого" транспорта параллельно действующей — гораздо более быстрой и маршрутно качественной. То есть везде сущностно, на стадии постановки задачи — мимо. Вместо метро — трамвай. Вместо хорошей подвозки к электричкам двух направлений — трамвай. Даже выезд нормальный из района сделали раньше трамвая. Трамвай, конечно, станет популярным — у него нет промежуточных остановок, пробок и трасса кратчайшая. Это лучше, чем сейчас даже с новым выездом. Но уже не так кардинально. Продление этой линии в Пушкине станет, по сути, подвозом к электричке и смысла большого не даст — такой поток вывозится автобусами.
Иван Вергазов
транспортный инженер, автор телеграм–канала "Сказочный проектировщик"
У "Славянки" есть, конечно, потенциально слабые места. Так, возле метро "Купчино" линия заканчивается и пассажирам нужно пересаживаться на метро. При этом единого удобного пересадочного узла не получилось. Пространство непосредственно возле станции "Купчино" уже занято коммерческими объектами, станция трамвая будет расположена чуть в стороне. Интеграция с наземным транспортом также невысокая. По сути, всё останется как есть. Путь в центр города для жителей Шушар по–прежнему будет достаточно сложным. Многие предпочтут стоять в пробках на личных автомобилях. Кроме того, станция метро "Купчино" и так довольно сильно загружена. В момент прибытия электричек там образуются скопления пассажиров. Что тоже не обещает особого комфорта. Проблемы могут возникнуть и у жителей Московского района, если поезда метро будут прибывать на промежуточные станции уже сразу переполненными (эффект Выхино).
Дмитрий Баранов
транспортный инженер бюро OTS Lab, автор телеграм–канала "Город в движении"
В Шушары метро никогда и не планировали строить. Чтобы протянуть линию до Шушар, нужно всё метро перестраивать. Это нереально. А скоростной трамвай подведут, стройка идёт бодро. Недавно гулял и лично видел. Правда, на Новгородском проспекте, насколько я понимаю, есть проблемы с собственниками. А уже август — строить надо, а не вести переговоры. Скоростной трамвай имеет огромное преимущество — эстакады. Благодаря этому преимуществу удастся минимизировать пробки. Главное — появление трамвая улучшит инфраструктуру общественного транспорта. Это не обновление, а строительство новой линии. Но пересадка со скоростного трамвая на другие виды транспорта организована неудобно. По–хорошему надо, конечно, трамвайные линии вести в сторону Московского проспекта и соединить с конечной трамвая, следующего по 29–му маршруту. Получился бы неплохой маршрут до Московских ворот.
Владислав Булгаков
транспортный аналитик
Влияние строительства скоростного трамвая на рынок новостроек в Шушарах можно оценить как значительное и в целом положительное. Запуск линии сократит время в пути до метро с 30–40 до 15 минут, что сделает район более привлекательным для тех, кто давно купил там жильё. Впрочем, в большинстве проектов наличие трамвая уже учтено в цене. Однако рост спроса продолжает ограничиваться текущими проблемами Шушар. Район остаётся преимущественно спальным, с недостатком социальной инфраструктуры — школ, поликлиник, крупных торговых центров. Пока девелоперы постепенно решают эти вопросы, но до уровня более развитых районов ещё далеко. Кроме того, несмотря на появление трамвая, часть жителей всё равно будет пользоваться автомобилями, а значит, нагрузка на дороги сохранится.
Андрей Добрый
исполнительный директор классифайда по недвижимости Restate.ru
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.