Количество жалоб на методы взыскания просроченной задолженности в Петербурге выросло на 20%. Но доля обоснованных обращений снизилась.
По данным статистики Федеральной службы судебных приставов по Петербургу (ФССП), в январе–июне 2025 года граждане подали в службу 1594 обращения против 1329 за первое полугодие 2024–го. Темпы прироста (20%) совпадают с выводами ЦБ РФ. На текущей неделе регулятор отметил, что количество жалоб на банки, МФО, страховщиков и участников финансовых рынков выросло на 18%. Однако там не публикуют данные по отдельным регионам. У ФССП же в целом по стране число жалоб сократилось на 2%. По всей видимости, в Петербурге живут более опытные жалобщики.
Функции надзора за банками и МФО судебные приставы получили в феврале 2024 года. Но только в части соблюдения требований законодательства о методах взыскания просроченной задолженности: частота и время звонков, очные визиты, передача информации о долгах третьим лицам и так далее.
И ЦБ РФ, и ФССП предпочитают оставлять жалобы без рассмотрения, если не соблюдён принцип "первоочерёдности". Считается, что несогласный клиент должен сперва урегулировать претензии со своим кредитором. И только затем, если проблема не решена, обращаться в надзорные ведомства. Прежде всего такой подход как минимум в 2 раза, до 2 месяцев, увеличивает сроки реакции на возможные нарушения.
Все последние годы органы надзора предписаниями и штрафами учили финансовый сектор не нарушать и не игнорировать обращения клиентов. Вовремя не составленный ответ на письмо всегда оборачивался жалобой. Теперь пришло время учить самих граждан: грамотно выбирать адресата жалобы и соблюдать установленные правила. И всегда сперва писать обращения своему кредитору. Впрочем, участники рынка взыскания заявляют, что не каждое обращение нужно считать жалобой.
“
"Наиболее частые обращения связаны с запросом дополнительной информации по договорам займа, — пояснили в пресс–службе Summit Group. — По жалобам же это пересчёт по закрытым договорам займа, отказ от взаимодействия с третьими лицами при работе с просроченной задолженностью, несогласие с записями в кредитной истории (включая достаточно большой объём жалоб на сам факт передачи данных в БКИ и пожелания отозвать это согласие), желание пересчёта показателя предельной долговой нагрузки и иные, достаточно стандартные для рынка темы".
На фоне роста числа обращений судебные приставы планомерно сокращают долю жалоб, которые в итоге признаются обоснованными.
В текущем периоде по городу таковых оказалось 26% против 27,5% годом ранее. Таким образом, фактически три из четырёх обращений возвращаются обратно заявителю без последствий для кредиторов.
В структуре обоснованных жалоб в Петербурге, по данным ФССП, половина приходится на МФО, чуть более 42% — на банки. И только 6% — на профессиональные коллекторские агентства (ПКО). Прежде судебные приставы не раскрывали адресатов обращений, поэтому сравнить изменение долей по кредиторам невозможно.
Региональная ФССП может получать обращения как от жителей города, так и в отношении представленных в городе банков (100 кредитных организаций), МФО (40 зарегистрированных в Петербурге плюс все онлайн–компании) и коллекторских организаций (26 и любые другие обособленные подразделения всех ПКО).
Если местное управление ФССП увидит, что получило обращение по ошибке, то оно вправе перенаправить его в другое территориальное подразделение. Или в иные надзорные органы. Доля таких пересылок в 2025–м составила 20% от общего числа поступивших жалоб против 37% годом ранее.
“
"Поступающие жалобы, как правило, связаны с многочисленными звонками коллекторов. В большинстве случаев у должника наблюдается высокая долговая нагрузка в виде большого количества непогашенных займов и кредитов, из–за чего ему кажется, что несколько звонков в день — это чрезмерно, — рассуждает генеральный директор ПКО “Интел Коллект” Тимофей Полетаев. — При проведении административного расследования ФССП выясняют, что каждый из кредиторов соблюдал допустимую частоту взаимодействия".
Кроме того, по словам собеседника, отдельно выделяются жалобы от клиентов, у которых заём погашен давно. "Но поскольку чаще всего заёмщики не помнят, в каких организациях брали последний заём, они пишут жалобы сразу во все компании, ранее предоставлявшие им деньги — “на всякий случай”", — резюмирует Полетаев.
Сокращение числа обоснованных жалоб объясняется и тем фактом, что в стране возросло число граждан–банкротов (в городе по итогам полугодия неплатёжеспособными стали 8,2 тыс. человек, что на 40% больше января–июня 2024 года). Им уже не приходится писать обращения по взаимодействию с кредиторами в сфере взыскания.