Что посеешь – не пожнёшь: неурожай связали с погодой и мигрантами

Сельхозпроизводители Ленобласти заявили о плохом урожае из-за дождей в июне
Автор фото: Архив "ДП"
Автор фото: Архив "ДП"

Июньская непогода сократит урожай в Ленобласти. но дефицита сельхозпродукции не ожидается.

Первый летний месяц в Ленинградской области выдался холодным и дождливым. По данным синоптика Павла Иванова, по всему региону, за исключением северных районов, суммы осадков перевалили за 100 мм. В то время как нормы июньских осадков по региону варьируются от 60 до 75 мм. Представители сельского хозяйства оценивают ситуацию как крайне тяжёлую. Как сообщил "ДП" председатель комитета по развитию агропромышленного комплекса Ленинградской областной торгово–промышленной палаты Александр Лебедев, по предварительным данным, гибель посевов может составить до 20%.

Сырые поля

Сев овощей и посадка картофеля завершились в регионе к июлю. По последним данным, которые предоставлял комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленобласти, овощи занимают около 1,5 тыс. га сельхозугодий, картофель — 20 тыс. га.
По словам ведущего агронома–овощевода АО "Победа" Раисы Кузьминой, непогода отрицательно сказалась на посевах. Предприятие выращивает овощи открытого и закрытого грунта (морковь, свёкла, капуста, огурцы, томаты) на 120 га и картофель на 50 га.
"Из–за дождей и низких температур развитие овощей остановилось. Вдобавок в этом сезоне неимоверно много вредителей. Но провести химическую обработку невозможно, поскольку опрыскиватель не может заехать в размокшее поле. От большого количества осадков вымокли посадки капусты. А картофель весь сгнил прямо в почве, даже не взойдя. Значительная часть посевов картофеля и капусты погибла. На посадку этих культур были большие затраты, и часть из них уже никак не окупится", — перечисляет она последствия непогоды.
Не менее тяжёлая ситуация и в защищённом грунте. Для планомерного развития огурцов и томатов необходимы высокие температуры — не менее 23–25 градусов. Но поскольку такого уровня тепла не наблюдалось, растения начали болеть и гнить. Лучше всего сохраняются морковь и свёкла, посаженные на грядках–гребнях, что защищает их от воды.
"Предприятие в тяжёлом положении. Я вспоминаю 2016 год, он был таким же трудным и дождливым. Тогда мы вообще чуть не обанкротились", — говорит Раиса Кузьмина.
2016 год действительно многие аграрии вспоминают со страхом. Тогда, по официальным данным, недобор по зерну в области составил 25%, по овощам — 30%, а по картофелю — 35%.
Владелец фермерского хозяйства Безденежных Сергей Безденежных тоже констатирует частичную гибель посадок овощей. "Недополучение урожая будет большим. Посевы сильно вымокли. Но дожди — это половина беды. Из–за аномальных холодов теплолюбивые культуры, такие как кабачок, тыква и кукуруза, не растут. На данный момент трудно спрогнозировать, что с ними будет. В прошлом году в это время мы уже собирали первые кабачки. А в этом ещё ничего не созрело", — делится предприниматель.
По его оценке, в наиболее затруднительном положении оказались фермеры, имеющие участки с торфяной почвой, обладающей водоудерживающей способностью. Некоторые аграрии заявляют, что при возвращении затяжных дождей перестанут выходить в поле, потому что делать там будет уже нечего.
"Клубника зреет очень медленно. При этом её поедают дрозды. Ягода гниёт и портится. Собирать урожай дорого: спелой клубники очень мало", — говорит президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств и кооперативов Ленобласти и Петербурга Михаил Шконда.
Несмотря на печальную обстановку в овощеводстве, эксперты не прогнозируют дефицита сельхозпродукции или роста цен. Владелец фермы "Жили–растили" Алексей Садов отмечает, что основную часть петербургского рынка овощей составляют продукты из Краснодара и Центральной России.
"Сейчас ценовые изменения диктуются не столько климатом, сколько ужесточением миграционного законодательства. Многие производители в связи с этим не увеличивают свои посевные площади. Потому что собирать урожай с этих полей будет некому", — добавляет фермер.

Запасы пригодятся

Традиционно приоритетной отраслью для Ленобласти является молочное животноводство. Поэтому более 70% посевных площадей региона занято кормовыми культурами для заготовки грубых и сочных кормов. Ещё на 25% выращиваются фуражные зерновые культуры (пшеница, овёс, рапс, рожь, тритикале, ячмень).
В комитете по АПК корреспонденту "ДП" сказали, что в заготовке кормов ситуация сложная, но не критическая. На 3 июля 2025 года в хозяйствах региона заготовлено 387 тыс. тонн силоса (32,2% к плану, в 2024 году — 457 тыс.), 40,2 тыс. тонн сенажа (17% к плану, в 2024 году — 65,8 тыс.) и 2,04 тыс. тонн сена (3,2% к плану, в 2024 году — 18,4 тыс.).
В прошлом году область превысила план по заготовке кормов на треть. Запас был сделан как раз на случай неурожайного года. Также в ведомстве подчеркнули, что есть меры господдержки на мелиорацию, закупку сельхозтехники и агрострахование.
Операционный директор ГК "Терра Нова" (племзаводы "Новоладожский" и "Мыслинский" в Ленобласти) Ричард Рон отмечает, что неблагоприятный климат влияет как на объём, так и на качество производимых кормов, в частности силоса и сена. Из–за большого количества дождей почва становится слишком влажной и техника не может заехать в поле. Но из–за сроков работ иногда всё же приходится выезжать и на влажные поля, что повреждает почву и снижает урожайность.
"Ухудшение качества корма приводит либо к сокращению объёмов производства молока, либо к необходимости покупать больше зерна для кормления животных. В нашем случае молочным коровам требуется, чтобы значительная часть рациона состояла из силоса или сена. Повышенное содержание зерна может вызвать проблемы со здоровьем", — объясняет эксперт.
По словам Александра Лебедева, повреждение посевов может создать дефицит сырья, что чревато подорожанием кормов для животноводческих предприятий. Но как это повлияет на стоимость молочной продукции, прогнозировать пока сложно. С одной стороны, корма составляют в структуре себестоимости молока от 40 до 60%. С другой — наблюдается снижение стоимости сырого молока, даже если сравнивать июньские показатели с январскими.

Жизнь не сахар

Непогода может ударить и по объёму производства мёда. По прогнозам председателя Ленинградского отделения Союза пчеловодов России Марины Альва, сборы могут оказаться на 20–30% меньше по сравнению с прошлым годом.
"Растения отдают нектар в ночное время. Поскольку ночи холодные, нектара нет. А ту малую часть, которая всё же выделяется, смывает дождь. Но медосбор только начался. В Ленобласти есть запасной очень устойчивый медонос вереск. Надеюсь, он не подведёт. Главное, чтобы не повторился 2016 год, когда очень много пчёл погибли и мёда практически не было", — говорит эксперт.
Традиционно большую часть предложения на рынке Петербурга и Ленобласти формируют пчеловоды из южных регионов. Как правило, это сдерживает цены на продукцию местных производителей. "Я не буду менять стоимость своего мёда. Полагаю, другие пчеловоды тоже. Пасечники не несут дополнительных затрат из–за непогоды. К тому же мы в таком случае не сможем составить конкуренцию пчеловодам Юга. Максимальное подорожание, которое можно прогнозировать, — 5–7%", — заключает Марина Альва.
В целом у представителей сельского хозяйства сохраняется надежда, что погода может выровняться в благоприятную сторону за оставшиеся полтора летних месяца.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.